Конфликт, от лат. "столкновение" — отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Конфликт — одно из самых неприятных состояний во взаимодействие между людьми в любой сфере их жизнедеятельности. Будь то в семье, на работе, с друзьями, в магазине, в больнице или в салоне красоты и так далее. Поэтому большинство из нас старается избегать конфликтов. И это неудивительно. Конфликт имеет способность, как вирус, распространяться всё дальше и дальше, захватывая всё большую территорию и заражая окружающих. Именно поэтому конфликты — тема, которую люди всячески стараются обходить. И очень часто стратегией ухода от конфликта становится игнорирование реальности и отрицание существования конфликтов в принципе. Это приводит лишь к тому, что конфликты не просто не разрешаются, а ещё и усугубляются в жизни человека. Если своевременно не принять необходимых мер по разрешению, остановке и профилактике конфликта, то он распространяется дальше и конфликтов в семье, в рабочем или дружеском коллективе со временем становится всё больше и больше.
Из-за чего не удаётся своевременно разрешить конфликт?
Причин этому может быть множество. Я перечислю самые распространённые.
- Отсутствие навыка.
Мы все в своей жизни, начиная с детства, попадали в конфликтные ситуации. Так или иначе мы их проходили. И у нас появился некий навык решать конфликтные ситуации. Но то, как мы научились решать конфликты в детстве, очень сильно отличается от того, как необходимо их решать во взрослом возрасте. А у нас уже сформировано представление о том, что мы умеем решать конфликты. Поэтому мы редко посещаем тренинги, способствующие развитию взрослого конструктивного навыка решения конфликтов.
- Наличие искажений.
Во время конфликта его участникам чаще всего кажется, что они предпринимают действия по его решению. На самом деле эти действия могут не просто не способствовать разрешению конфликта, а наоборот, ещё больше усугублять и развивать его. В метафоре это выглядит, как подбрасывать поленья в костёр. Он от этого не погаснет. При этом участники конфликта уверены, что старались, сделали всё, что могли для решения конфликта. Это просто другой человек скандальный попался. Или "вампир энергетический". Или просто у другого человека сегодня плохое настроение было. Или он всегда ко мне придирается. Много ещё других объяснений мы можем найти для себя. При этом участники конфликта не могут понять в этот момент, что их действия привели к ухудшению ситуации, а не к её решению. Именно из-за искажённого восприятия ситуации человек не видит, как и какие его действия усугубляют конфликт. Искажения у каждого свои. Поэтому важно ходить на тренинги и разбираться с тем, какие искажения в теме взаимодействия в конфликте могут присутствовать.
- Страх конфликта.
Страх конфликта родом из детства. Дети и взрослые по-разному справляются и выдерживают конфликты. В детстве у нас может заложиться восприятие конфликта как скандала, как чего-то столь ужасного и разрушительного, что выдержать это просто невозможно. И тогда ребёнок начинает бояться конфликта как чего-то слишком большого, что точно вот-вот убьёт или покалечит его, с чем справиться невозможно. И надо любой ценой его предотвратить. Со временем человек вытесняет этот страх и старается о нём забыть. Тогда страх конфликта может человеком не осознаваться. Человек, будучи взрослым, может быть уверен, что конфликтов совершенно не боится. При этом страх начинает играть с человеком "злую шутку", которая в народной поговорке звучит, как "У страха глаза велики, чего нет, и то видит". Действительно, человек начинает видеть конфликт там, где его пока нет. Начинает предпринимать действия по его предотвращению, тем самым провоцируя возникновение того самого конфликта, который он так стремился предотвратить.
Что же делать?
- Учиться по-новому разрешать конфликты.
Для того, чтобы на самом деле не боятся конфликтов, видеть и различать, что сейчас в реальном взаимодействии происходит, что сейчас поможет решить ту ситуацию, которая есть, необходимо учиться профессионально разрешать конфликты. Для этого ходить на тренинги по данной теме.
- Давать себе время.
Попадая в конфликт, мы испытываем малоприятные эмоции. И тогда мы начинаем неосознанно торопиться, чтобы, как нам кажется, поскорее решить ситуацию и уже не чувствовать того, что нам неприятно. Любая спешка не помогает, а усугубляет ситуацию. Поэтому очень важно в конфликте перестать торопиться. И, если вы чувствуете, что что-то идёт не так, вы торопитесь, начинаете нервничать или уже говорите громче, чем вам свойственно в обычной ситуации, имеет смысл остановиться и взять паузу для себя. Например: сказав другому, что вам надо подумать над тем, что происходит. Или что вам надо успокоиться, собраться с мыслями, только потом вы будете готовы продолжить общение.
- Работать со страхом.
Имеет смысл внутренне напоминать себе о том, что вы уже выросли. Что тот опыт детства, который у вас есть, остался позади. Сейчас вы — взрослый человек, способный справиться с той ситуацией, в которой находитесь. И дальше задаваться вопросом: что мне сейчас для себя важно во взаимодействии с другим человеком? Напоминая себе тем самым, для чего вы на самом деле вступили в это взаимодействие.
Конечно, это не решение проблемы. Это помощь себе в моменте. Для решения вопросов, связанных со страхом конфликта, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Например, системному психотерапевту.
Интересного вам роста и развития!