В современной реальности мы все чаще и чаще можем сталкиваться с различными проявлениями хамства.
Что такое Хамство?
Само слово Хамство происходит от имени сына Ноя — Хама и означает некультурность, невежество.
В психологии принято считать, что Хамство — это тип поведения человека, отличающийся грубым, наглым и резким способом общения. Человек использует хамство в общении с целью явной демонстрации своего превосходства, более высокого социального статуса, осознавая при этом свою полную безнаказанность.
Хамство может быть вербальным. В этом случае человек в своей речи проявляет грубость и надменность. Хамство может быть и невербальным. Например: так называемое "хамство на дорогах". В процессе вождения автомобиля человек использует различные приёмы неаккуратного вождения, создающие нервную и аварийно-опасную обстановку на дорогах. Или человек использует жестовые приёмы, выражающие грубое отношение к окружающим.
Откуда идёт Хамство?
Расскажу вам о самых распространённых источниках.
- На сегодняшний момент принято считать, что процветание хамства связано с повышением общей агрессивности общества в результате психологического неблагополучия, вызванного различными стресс-факторами: нестабильностью жизни, низкими доходами, беспокойством о здоровье.
- Так же одной из причин хамства можно назвать недостаток психологической культуры. Например, отсутствие умения снимать стресс, расслабляться или сублимировать накопившуюся агрессию с помощью физических нагрузок.
- При этом важно понимать, что Хамство — способ коммуникации человека в этом мире. А это значит, что человека в детстве так научили общаться. По-другому он просто не умеет. И на сегодняшний момент уже взрослый человек продолжает пользоваться этим инструментом общения, не отказываясь от него. И не переучивая себя взаимодействовать и договариваться с другими людьми по-другому.
- Плюс к этому Хамство может быть защитной реакцией человека. Если человек привык к тому, что на него нападают, и он должен защищаться, то его грубое или хамское поведение может быть для него способом самозащиты.
- А ещё Хамство может быть для человека инструментом получения желаемого.
Если человек привык к тому, что без хамства и грубости он в этом мире ничего добиться не может, то при общении с людьми, от которых он хочет что-то для себя получить (консультацию, справку, лекарство и т.п.), он использует именно этот инструмент. Это такой вариант манипуляции и провокации для получения желаемого. Как говориться, цель оправдывает средство.
Важно понимать, что искоренить Хамство невозможно. А мы порой тратим много сил и времени на то, чтобы уничтожить Хамство в этом мире. Тем самым подставляя себя прежде всего под психологические удары Хама. И в какой-то момент это приводит нас в отчаянье и безысходность.
Что же делать?
- Принять реальность
Важно отказываться от фантазии, что возможно искоренить Хамство. Необходимо принять реальность и признать тот факт, что люди могут хамить и грубить. И могут это делать в любых обстоятельствах. Даже на приёме у специалистов в салоне красоты, поликлинике, больнице или аптеке, куда они обращаются со своими вопросами и проблемами. Даже в магазине, в школе, на почте, дома вы можете столкнуться с Хамством. Приняв этот факт, вы сможете, во-первых, не тратить много сил, времени и энергии на искоренение Хамства. Во-вторых, хам не застанет вас врасплох. И вы сможете позаботиться о себе, адекватно ситуации.
- Не торопиться
Столкнувшись с хамским поведением человека, очень важно не включиться в ответную реакцию: не вступать в перебранку с обидчиком и не пытаться его утихомирить. Для этого необходимо внутренне не торопиться. Вдохнуть-выдохнуть. Если вы начнёте повышать голос или отвечать грубостью на грубость, это станет соревнованием "кто кого", в котором не будет победителей — будет только скандал.
- Сосредоточиться
Если вам удалось последовать предыдущей рекомендации, следующим шагом необходимо сосредоточиться на том, кто вы, где вы и что происходит? Вспомнив ответы на эти вопросы, вы сможете сориентироваться, что вам делать.
А) Если вы сейчас на работе и в ваши обязанности входит взаимодействие с клиентом, то напомните себе мысленно, что вы не должны соревноваться с грубияном, оправдываться или что-то ему доказывать — вам нужно всего лишь выполнить свою работу. И тогда постарайтесь мысленно ответить себе на вопрос, в чем причина его хамского поведения — это определит ваши дальнейшие действия.
Если хамство является защитной реакцией, это видно сразу: человек тревожится, волнуется и поэтому грубит. В таком случае можно показать ему, что вы не собираетесь его обижать или отказывать в его просьбе — вы хотите ему помочь. Для этого спросите клиента: чем я могу вам помочь? Что я могу для вас сделать?
Если человек хочет от вас что-то получить, уточните, что конкретно ему нужно.
Если человек грубит, потому что не умеет общаться по-другому, то это надо принять как факт: зачем вам его перевоспитывать? При этом не следует принимать грубость и хамство на свой счёт — они не относятся к вам лично. Не следует говорить человеку, который сейчас хамит: "как вам не стыдно", "как вы со мной разговариваете" и т.п. Человек разговаривает так, как умеет, и его поведение на самом деле не имеет к вам никакого отношения.
Помните, что при общении с человеком, который пришёл к вам за профессиональной помощью (пациент, клиент, покупатель) не следует учить его, как себя вести — ваша задача состоит только в том, чтобы оказать ему профессиональную помощь. Несмотря на хамское поведение, человек пришёл к вам за конкретной услугой, которую вы, как специалист, предоставляете. То есть сейчас вам нужно вспомнить о своих профессиональных обязанностях и не поддаваться на соблазн перевоспитать, переучить или просто пристыдить человека. При общении с хамом ваша задача чётко ограничена вашими профессиональными обязанностями и компетенциями: вы должны понять, что ему нужно, и по возможности дать ему это. Если это сделать невозможно, нужно чётко и понятно объяснить, что вы можете для него сделать, а что нет. При необходимости можно предложить некоторую альтернативу, например, так: "Я не могу сделать все, что вы просите, я могу сделать это и это. Что из этого вам подходит? Что вас устроит?". Такой профессиональный подход поможет уберечь себя от ещё большего хамства.
Б) Если вы столкнулись с хамством вне работы и вне вашего дома, и у вас нет сейчас жизненной необходимости общаться с человеком, который хамит, постарайтесь держаться подальше от него и не участвовать в общении с ним. Если на своём рабочем месте вы должны выполнять свои прямые обязанности и работать с клиентами (пациентами, покупателями), которые хамят, то в других повседневных обстоятельствах (в общественном транспорте, в магазине, на улице и т.п.) в большинстве случаев можно не общаться с человеком, который хамит, отойти от него и заняться своими делами. Это позволит избежать лишнего стресса и поможет сохранить ваше здоровье.
4. Учиться взаимодействовать
Конечно, с хамством мы можем столкнуться и в близком общении, которого нам не избежать. Именно поэтому необходимо учиться взаимодействовать в сложных для себя ситуациях. А для этого возможно обратиться к специалистам. Прийти на тренинги, семинары или проходить терапию в индивидуальном формате.
Удачи вам!