Вы, наверное, заметили, что вокруг мало радостных людей. Смеющихся, улыбающихся, с лучиками счастья в глазах. Чаще можно увидеть человека с недовольным выражением лица. Получается, что большинству из нас привычнее испытывать тревогу, раздражение, печаль…
Почему так происходит?
Потому что с детства у нас запечатлелись усталые, недовольные лица родителей. Они редко улыбались, ещё реже смеялись. Казалось, что жизнь для них — непосильная ноша. Когда мы были радостными детьми, встречали недовольный взгляд родителей. А иногда и откровенный запрет: "Не смейся, плакать будешь" или "Смех без причины признак дурачины".
Родители находили логичное объяснение запрету на радость: сглазишь то хорошее, по поводу чего радуешься, создашь беспокойство окружающим, кто-то болеет, у кого-то что-то не ладится, нельзя радоваться, когда другому плохо. Или: "хорошие дети ведут себя тихо, кричать и громко смеяться нельзя" и т.д.
Родительским запретам ребёнок подчиняется беспрекословно, не разбираясь, где правда, а где ложь. Со временем, вырастая, он продолжает верить, что радоваться нельзя.
Таким образом, запретом на радость являются родительские директивы, хорошо усвоенные в детстве.
Как же научиться обращать внимание на радостные моменты в своей жизни, в полной мере проживая их?
Пример из практики. Согласие клиентки, назовём её Аглая, на публикацию получено. Работа с данным случаем проходила на еженедельной терапевтической группе — использовалась мини-расстановка.
Аглая:
— Меня много лет беспокоит одна ситуация. Хотела бы сегодня разобрать её на группе. Мне было десять лет, я была на празднике с подругами, и в это время умер мой любимый кот Рыжик. Он болел, и я знала, что кот умирает, но, вместо того, чтобы остаться с ним, я пошла развлекаться. На празднике я радовалась, смеялась, танцевала, ела вкусную еду и совсем забыла про своего котика. Когда вернулась, оказалось, что Рыжик умер. Мама сказала: "Кот обошёл всю квартиру, искал тебя. А ты предала своего друга, променяла на развлечения". С тех пор мама каждый раз, особенно в присутствии других людей, на праздниках, рассказывала эту историю, а я заливалась слезами. Хочу сейчас попросить у своего Рыжика прощение.
Аглая выбрала заместителей на роли: десятилетней Аглаи, Рыжика и мамы.
Десятилетняя Аглая:
— Рыжик, ты был единственным в моём детстве, кто любил меня, играл со мной, мог приласкаться, ты был для меня самым близким другом. Я катала тебя в детской коляске и наряжала в одежду, сделанную из бумаги. Ты убегал гулять и возвращался без "одежды", часто поцарапанный, но счастливый. Я чувствую огромную вину перед тобой, потому что меня не было рядом в момент твоей смерти. Я развлекалась в то время, когда ты умирал.
Кот Рыжик:
— Аглая, мне было с тобой очень хорошо, ты любила меня и заботилась обо мне. Просто пришло моё время умирать. Я обошёл всю квартиру, прощаясь с местом, где жил. А главное, я хотел убедиться, что тебя нет дома. Я хотел умереть тихо и в одиночестве, чтобы не расстраивать свою милую хозяйку. Я очень рад, что ты была на празднике и хорошо провела там время. Я бы очень хотел, чтобы ты больше радовалась, хотя бы в память обо мне.
Девочка обняла своего Рыжика.
Мама:
— Я всегда тебе говорила, что после радости наступает беда, потому что хотела, чтобы ты была тихой и послушной. С такой девочкой меньше хлопот. Я завидовала, когда ты была радостной, у тебя горели глаза. Мне самой в детстве запрещено было радоваться. Я очень злилась на мать и боялась её, но, не могла проявить свои чувства. Свою злость на мать я стала переносить на тебя. Мне доставляло удовольствие видеть, как ты каждый раз страдаешь от этого "кошачьего" воспоминания.
Обращаюсь к Аглае:
— Биологическими родителями могут быть только твои мама и папа, воспитателями — разные люди. Сейчас ты — взрослая — можешь быть воспитателем по отношению к себе маленькой. И дать ребёнку то, чего ему не хватило от воспитателей-родителей. Я предлагаю тебе поговорить с десятилетней Аглаей из своего Взрослого состояния и дать ей разрешение радоваться.
Взрослая Аглая, обращаясь к маленькой:
— В твоей жизни всегда было мало праздников. Сначала тебе запрещала радоваться мама, а потом ты стала делать это сама, наказав себя за смерть Рыжика. Но между твоей радостью и смертью любимого котика нет связи. Если бы ты не радовалась, а страдала, он бы всё равно умер. В детстве ты зависела от мамы, была вынуждена жить по её правилам. Ты отказалась от радости, потому что так тебе было легче выживать. Сейчас я — взрослая, искренне люблю и забочусь о тебе. Я разрешаю тебе радоваться.
Десятилетняя Аглая радостно кивнула головой, соглашаясь с разрешением Взрослой.
Так как же научиться радоваться жизни?
Одномоментно это не произойдёт. И это важно понять и принять. Один из вариантов возвращения радости — это пересмотр родительских директив, разрешение себе радоваться. А затем постоянная поддержка нового поведения, напоминание себе вновь и вновь: "Можно радоваться!" То, чего не смогли дать родители, мы можем дать себе сами!