По одной версии, Адвайта является концепцией. То, что пишется в книгах и то, что говорится, — это философия Адвайты. Но Адвайту ещё можно рассматривать как слово, указывающее на некоторую причину творения, и как причина творения Адвайта уже является не словом, а потенциалом. В этом смысле, как философия, Адвайта одна из многих философий, но как потенция, как первопричина, Адвайта в себя включает всё. В этом смысле Адвайта, как недвойственность, включает в себя все религии, все подходы, и в этом контексте нет ничего вне Адвайты, потому что Адвайта — это источник всего многообразия.
Адвайта — это религиозное течение?
Есть религиозные течения, которые идут от Шанкары как философия Шанкары, который и является одним из основателей. В этом контексте Адвайта тоже существует. Интересно рассмотреть понятие "Веданта". Веданта — это веды, от слова "ведать", "знать". Существует 4 веды, четыре области знаний. Веданта — это конец знаний, и когда мы говорим "Веданта", то мы ставим конец на конце знаний, когда знания заканчиваются, начинается Адвайта, то есть то, что непознаваемо, то, что лежит в основе знаний. Словосочетание "Адвайта Веданта" — это некоторое указание на точку, где то, что можно знать, что как концепция заканчивается, и есть то, что нельзя знать, но то, что является основой знаний, это и есть Адвайта.
Почему употребляют то Адвайта, то Адвайта Веданта? В каких случаях какой термин?
Это дань традиции. В Индии, когда это полностью описывается — это Адвайта Веданта, а на Западе мы взяли слово "Адвайта", потому что Адвайта Веданта говорит о том, что есть и веды, то есть "мир проявленный", а есть Адвайта, то есть "источник знаний". В этом смысле Адвайта Веданта в своём выражении говорит не только об источнике знаний, но и о Вселенной. Она говорит о той точке, где эта сила, сила потенциала Адвайта, проявляется как знание, как веды. Поэтому выражение "Адвайта Веданта" более полное, оно указывает и на творение, на проявленную часть, и на потенциал, потенцию.
Можно сказать, что Адвайта принадлежит к индийскому народу и культуре, но есть и аналоги. Учение в чистом виде в Тибете называлось "Дзог-Чен". У них есть три подхода к реализации: сутра, тантра и дзог-чен:
- Сутра — это процесс ритуалов, поведения;
- Тантра — это процесс трансформации, внутренней алхимии;
- Дзог-чен — это процесс соединения с первичным принципом путём тождества.
Ещё на севере Индии есть движение Кашмирский шиваизм. Это также аналог Адвайты, по сути, очень близкий. И любая традиция, даже буддизм в чистом виде, также может быть названа Адвайтой, то есть учением недвойственности. Учение недвойственности в буддизме называется "нирвана (пустота)", или даже не пустота, а то, что лежит за этим — пустота шуньята. Шуньята, сансара, пустота и нирвана — это нечто, что предшествует пустоте и форме, то, что не является ни субъектом, ни объектом. Вот поэтому в буддизме есть свой аналог слова "Адвайта". В христианстве этот термин, "Адвайта", выражали как "бог невыразимый", а потом этот бог проявляется как отец, сын и святой дух — троица. Однако первично, в классическом христианстве, были указания на некого невыразимого бога, который указывается словом "Адвайта". В мусульманстве это передаётся словом "Аллах". Мусульманские указания на источники указывали на него через слово "Аллах". Поэтому они и говорят: "Нет Бога, кроме Аллаха". Если под Аллахом подразумевать не Бога мусульман (потому что, если это концептуальный Бог мусульман, то кроме него была масса богов), а первичную потенцию, то с этим невозможно спорить. Но опять-таки последователи забывают то, что они называют Аллахом. И он становится их конкретным мусульманским Богом. Соответственно, они могут его противопоставлять христианскому Богу. В этом смысле, когда употребляют слово "Адвайта", то философию можно, условно говоря, противопоставить другим философиям. Однако Адвайте, как сути, нельзя противопоставить ничего, потому что она всё содержит. И в этом смысле, когда ученик спрашивает: "Ты принадлежишь учению Адвайты?" — то, если отвечать по смыслу, тут все принадлежат учению Адвайты: и христиане, и буддисты, и мусульмане (Адвайта — это то, что их создало, та сила, которая проявилась на религии), но если подводить к философии, то я могу принадлежать или не принадлежать к этой философии.