"Сценарии жизни — то, что мы выбираем, но можем не выбирать!"
Клод Штайнер. Школа Эрика Берна
В данной статье я хочу рассказать об одном из инструментов, который я применяю в работе со своими клиентами. Данный метод позволяет обнаружить и исследовать сценарии и роли, которыми живут люди, разобраться в том, какое влияние оказывает сценарий на их жизнь, а также выяснить, почему на данный момент времени человек не может повысить уровень эффективности и успешности своей жизни.
Эрику Берну, создателю трансактного анализа, принадлежит идея о том, что жизнь людей заранее распланирована и записана в "сценарий", которому они следуют всю свою жизнь.
Ребёнок, совершая любые действия, занимается исследованием и познанием окружающего его мира. Наблюдая естественные проявления ребёнка, родители по-разному реагируют на его поведение. На основе этих реакций ребёнок делает определённые выводы относительно того, какой мир, и какой он в этом мире. Многие дети любят своих родителей, потому что они ещё не знают никакой другой любви. Из чувства любви к родителям у ребёнка рождается желание понравиться им. Ребёнок, движимый желанием понравиться, не имея при этом ещё никаких ограничений (страха, стыда, чувства вины, убеждений), будет проявляться по-разному и совершать много разных действий. Отталкиваясь от своего опыта, ребёнок будет стремиться выбирать те свои проявления и действия, на которые родители будут реагировать положительно, т.е. те проявления и действия, которые встретят поддержку в мире.
Родители, одобряя или не одобряя действия ребёнка, говорят ему не про его проявления и поступки, а про него самого, кем он в этом является. Например, не про его "правильные" или "неправильные" действия, "достойные" или "недостойные" поступки, а про него, "какой" он в этом, "плохой" или "хороший". Ребёнок буквально воспринимает комментарии родителей относительно того, какой он, и в большинстве случаев соглашается с ними, принимая сказанные слова за "истину", и в дальнейшем верит в то, что он такой.
Когда ребёнок слушает сказки, смотрит мультфильмы или кино, читает книги, он ассоциирует себя с одним из персонажей, в котором он узнаёт себя: "Это обо мне!". Ребёнок, выбирая образ героя, обязательно приспосабливает все особенности и обстоятельства образа жизни персонажа к своей жизни, перенося, таким образом, различные модели поведения героев в свою жизнь.
Родители хотят, чтобы их ребёнок был "счастлив" в той роли, которую они для него желают, в соответствии с их представлениями о "правильной" для него жизни. Многие из детей выбирают довериться и согласиться жить ту жизнь, которую желают для них родители. Делая этот выбор, ребёнок также выбирает жить тем способом, которым владеют его родители. На своём собственном опыте дети получают то, что хотели и в чём видели своё счастье их родители. В случае, если дети получают то, что не делает их счастливыми, одни выбирают обвинять в этом родителей, так настойчиво желавших им "своего родительского счастья", другие выбирают смотреть на это как на знание, основанное на своём жизненном опыте. Дети выясняют, что их ощущение счастья отличается от понимания счастья их родителями. Это знание даёт возможность человеку освободиться от сценария, выбранного им в детстве, и вырасти как личности. Начать самому "программировать" свою жизнь, "включиться" в свою жизнь, для того чтобы реализовать задачу, ради которой он пришёл в этот мир.