Потеря интереса к практике и веры в Учителя. Четыре этапа и способ выхода
"Величественна традиция Гуру. Говорят, что с незапамятных времён их сила, их мощь и суровость их аскетизма защищали нас, подобно горе. Именно такой Гуру передаёт свою Шакти ученику, пронзает чакры и уравновешивает его в сахасраре. Он побуждает возвышенную Читшакти перейти в ученика. Это описано в Пратьябхиджняхридаям: читих свататра вишва сиддхи хетух — "Чити, по Её собственной свободной воле, создаёт Вселенную". Эта Читшакти неотлична от Парамашивы, высшего Господа. Она является основой всего процесса создания, поддержания и разрушения Вселенной".
Муктананда "Игра Сознания".
Автор — Сати Мата.
Думаю, люди, занимающиеся духовными практиками, часто сталкиваются с такими явлениями, как потеря интереса к практике и сомнения в Гуру. Это совершенно естественный процесс, через который проходит каждый из нас. Более того, я могу сказать, что он многоэтапный, и пройти все этапы удаётся далеко не каждому.
Этап 1
Первая проверка вашего намерения идти по духовному пути наступает уже к концу первого года. Такое бывает у незрелых, только начинающих, ищущих новых ощущений людей. В этом случае они поступают просто: меняют школу, учителя и пробуют что-нибудь новенькое. Мы называем это "духовный туризм". Они очаровываются и разочаровываются, бегают от одного учителя к другому и скорее больше думают об экзальтированных впечатлениях, чем о глубине учения и самопостижении. На этом этапе школы йоги смешиваются с психологическими, церковные проповедники с буддийскими тулку, тренинговые и коучинговые программы с азами медитации, а цигун с Вознесёнными Владыками. Человек пробует себя везде и во всём.
Многие на этом этапе зависают всю жизнь. Они собирают различные посвящения у учителей всех традиций, практикуются в пранаямах, техниках тумо, ошовских динамических медитациях, крутят большую и малую орбиты, стоят в дереве, пишут письма Крайону, закладывают кристаллы, гадают на Таро и изучают аюрведу и джйотиш, приправляя это всё Упанишадами. В их голове целый склад различных знаний, поверхностных ощущений, у них живое воображение, которое позволяет им видеть, как с ними разговаривают горы и деревья, чувствовать то, что не чувствуют другие люди, и с чувством собственной значимости говорить на "высокие темы". Иногда такие ребята создают свои авторские школы, учения, даже пишут свои мантры из "пришедших свыше звуков", мотивируя это тем, что из всего взяли только лучшее, т.е. сварили суп из всех существующих в мире овощей, выбрав самых лучших представителей всех видов. Они могут спасать совершенно искренне Землю, оживлять озера, которые тысячи лет считались мёртвыми, пробуждать дух нации и получать информацию из первоисточника.
Немногие способны остановиться, осознать, что, изучая всё подряд, всего лишь бегали по кругу, и начать наконец практиковать что-то одно, достигая в этом профессионализма и истинного результата. Ведь, достигнув Мастерства в чём-то одном, мы становимся Мастером во всём! В момент осознания этого начинается второй этап в практике.
Этап 2
Второй уровень — это когда человек осознанно подходит к выбору одного учения и учителя, выполняет все его предписания, ведёт здоровый образ жизни и практикует каждый день определённые техники. На этом этапе у человека появляется особое вдохновение, которое бывает лишь при встрече с истинным Мастером.
Кто такой истинный Мастер, Гуру? Это тот, кто на собственном опыте познал свою истинную природу. Тот, кто соприкоснулся со своим внутренним светом. Этот опыт открывает для такого человека некий новый уровень энергии, который мы называем Анандой или блаженством. В поле такого человека другие люди чувствуют состояние покоя, умиротворения, и, как только их ум останавливается, к ним приходят высшие знания о душе, они тоже начинают испытывать состояние блаженства. Этот новый вкус ни с чем не сравним. Однажды, попробовав сладость ананды, хочется возвращаться в неё снова и снова. Многие становятся зависимыми от этих ощущений и от того, благодаря кому их испытывают, т.е. от Учителя. Но зависимость — это некая форма фанатизма, сравнимая лишь с алкоголизмом: пока пьёшь — хорошо, отрезвел — плохо и зло!
Подобное вдохновение длится около трёх лет. Чувство блаженства в присутствии Мастера, а также во время собственной практики, лёгкость бытия и привкус нематериального счастья держат человека в некоей новой для него иллюзии.
Но в один прекрасный момент пространство начинает проверять его на прочность, а Учитель на верность. Если Гуру видит потенциал в ученике, он сам создаёт такие условия для своего чада, в которых тот показывает то, что залежалось где-то глубоко внутри. Ведь задача настоящего Мастера — убить Эго ученика!
Гуру, несмотря на то, что мы видим в нём некое одухотворённое божество, обладающее всеми благими качествами Вселенной, также имеет тело и ум человека, что приводит его к неким действиям. Эти действия, как показывает практика, не всегда могут быть моральны и чисты, с точки зрения даже простого, не занимающегося духовностью, человека. Сплетни об Учителе (а, если он имеет харизму и внутреннюю силу, они обязательно появятся) начинают доходить до Ученика. Сомнение, как песок в красивом салате, начинает закрадываться в ум практикующего и портит его. Такие мысли, как "мой учитель не так чист, как я думал", "у него большое Эго", "он не знает многих вещей", "он спит с ученицами", "он больной и безразличный" и так далее, начинают одолевать последователя. Соответственно, начинает страдать практика, ибо вера в учителя и в учение является основным вдохновением на пути развития души и духа. Лишь 30% учеников проходит этот этап сомнений и остаётся в учении и в практике, продолжая видеть в Учителе Божественный Свет, который видел изначально, а не тело, подверженное, как и у всех людей, разложению.
Совет бывалого заключается в том, что, если вам не удалось сохранить или вернуть веру в Учителя, лучше уходите от него, иначе вы не сможете идти дальше. Такой Учитель для вашего ума станет мёртвым грузом, и встречи с ним начнут отягощать вас, не давая более никаких перспектив в духовном развитии. Ваши мысли о несовершенстве Учителя разрушат вашу веру и путь окончательно. Я встречаю очень часто разочарованных учеников, топчущихся на месте, но боящихся уйти от Гуру. Такая связь приносит страдания и не приводит к реализации.
Этап 3
Третий этап происходит приблизительно через 7–10 лет ежедневного труда над собой и следования одной Традиции и одному Учителю. Заметьте, 7–10 лет, когда вы ни разу не посмотрели в сторону других учителей и школ!!! Сразу скажу, остаётся в стае лишь 2–4% учеников, которые действительно следуют предписаниям Гуру и выполняют свою садхану. За эти годы ученик собирает ворох сомнений — его уже не интересуют сплетни об учителе, ибо он понимает, что лишь "Гуру может спасти нас от бездны неведенья, пролив на нас нектар знания и постижения Всевышнего". Но у ученика появляются своё мнение и своё учение. В поле Учителя ученик более не испытывает великих опытов, как несколько лет назад. Чувство ананды "приелось", а бхава переросла в автоматическое ощущение "надо любить". Одна единственная лекция, которую Гуру читает каждый раз всем старым и новым ученикам, как заезженная пластинка, режет слух. Становится скучно, но осознанное понимание того, кто такой Гуру, берёт верх, и Ученик терпит всё из "рук своего Учителя". Но Учитель не спит, как кажется многим, он по-прежнему наблюдает за развитием вашей души. И, если ваша душа действительно велика, устраивает вам настоящие проверки. Здесь всё зависит от вашего личного потенциала и дхармы. Задача Гуру — полностью обезвредить ваше Эго, чтобы даже в самых потаённых уголках вашего ума не осталось никакого самомнения о себе. Сразу скажу, благословение Гуру на этом этапе практики может выглядеть как полное уничтожение вас как личности. Это всегда болезненно и жестоко! Это сродни некой сепарации от маминой пуповины и порой может выглядеть как сепарация от Гуру.
Вы можете уже сами быть Мастером и иметь свою школу. Но Гуру всё равно, что в вас верят и за вами уже следуют тысячи ваших учеников, он работает с вашей душой для вашей полной духовной реализации и освобождения. Например, если все 7–10 лет Учитель вам и всем окружающим вас людям говорил: "Это великая душа! Настоящий Мастер! Следуйте за ним!", — то в один прекрасный момент, поймав вас на том, что вы привязались к своему новому статусу Мастера, он может сказать: "Кто Мастер? Он Мастер? Да нет… Так, философ, максимум". Вы низвергнуты! Ваше Эго устраивает бунт, и против кого? Конечно же, против Учителя! Вы хотите уйти и бросить его, доказать, что без вас он пропадёт.
Здесь главное остановиться, замереть, уйти в ретрит, чтобы позволить себе увидеть то, ради чего происходит подобная ситуация в вашей жизни. Ведь вам кажется, что вы можете потерять всё — имя, работу, то, ради чего вы живёте! Но разве вы можете потерять йогу, если она действительно является вашей жизнью?
Всегда хорошо, когда рядом с вами есть ещё по крайней мере один Настоящий Мастер, к которому вы можете обратиться за помощью и честно признаться: "Теряю веру в Гуру! Спасай!". И, если этот Мастер имеет чистоту видения, он вам скажет: "Как же ты не можешь разглядеть в этой ситуации великого благословения для своей души! Ведь задача Гуру — избавить тебя от всех привязанностей. И, если он действительно верит в тебя, как в Мастера и Великую Душу, он знает, что ты справишься и с этим испытанием и сохранишь веру в Гуру, учение и свою садхану". На этом этапе задача практикующего — сохранить чистоту самайи, чистоту своего тонкого видения и увидеть, что на самом деле происходит. Ведь лилы великих сиддхов могут понять лишь великие души! И то, что для простого человека кажется разрушением, для духовной личности — новое рождение!
Привязываясь к себе, как к великому практику, или к Мастеру, или к монаху, или ещё как-нибудь, вы отдаляетесь от Истины, от своего Внутреннего света, заигрываясь в новую игру в себя и в свой статус. Но ваш Учитель не может вам позволить потерять себя даже в дебрях благой дхармы! Его задача — убить любое ваше самоотождествление и вернуть вас к Источнику. На этом этапе, если вы действительно намерены достичь освобождения или хотя бы просветления в этой жизни, будьте готовы потерять всё! Но всеми силами и молитвами сохраните свою веру в Учителя и Учение с помощью методов, описанных ниже. Только тот, кто готов действительно умереть за Истину, может возродиться из пепла.
Хорошо писал один из великих сиддха-мастеров, ученик Нитьянанды, Свами Муктананада о сиддха-йоге и о том, что происходит, если мы теряем веру в Мастера: "Некоторые крийи являются частью раджа йоги, некоторые хатха йоги, некоторые мантра йоги и некоторые бхакти йоги, ибо, когда сила Гуру входит в ученика, все эти йоги действуют спонтанно, в зависимости от нужд ученика. Когда все четыре йоги собираются и действуют совместно внутри ученика, это называется Сиддха Йогой или Маха Йогой. Она также называется Сиддхамаргой или путём Сиддхов, и Сиддха крипой или милостью Сиддхи. С ходом времени, всё больше испытывая преданность к Гуру, больше проникая в Гуру и отождествляясь с ним, крийи становятся всё сильнее и больше сверхъестественные переживания, такие, как яснослышание, ясновидение и спонтанные позы йоги. Однако иногда процесс замедляется, когда из-за нечистоты своего сердца ученик начинает видеть пристрастия, неприязнь и другие недостатки Гуру. Тогда он говорит: "Бабаджи, я не получаю те крийи, которые я получал раньше". Я говорю ему: "Ты получишь их, ты, конечно, получишь их, но сначала перестрой себя… Одним из аспектов Божественной игры является блаженство. Все работы, все активности и все действия Единого имеют подобную суть. Точно так же все действия Гуру являются развитием игры Чита. Все эти действия являются добродетельными, все несут продвижение вперёд. Разыскивая недостатки в подобном Гуру, ученик мешает своей собственной садхане. Никому не следует искать плохие качества в Гуру, святых или Сиддхах.
Поведение Сиддхов очень странное, и обычные люди не могут его понять. Если ты живёшь среди святых, не следует критиковать их. Мой Гуру иногда кричал на людей и даже бил их".
Этап 4
Четвёртый этап — 12 лет. Лишь 12 лет практики в одной школе с одним Гуру дают вам возможность называться его учеником. У вас больше нет такой необходимости, как постоянное пребывание у стоп вашего Гуру. Но каждый раз, когда такая возможность выпадает, вы наслаждаетесь его обществом и искренне прикасаетесь к Его стопам — ведь он помог вам стать свободным, независимым, целостным и умиротворённым. Теперь вы наверняка знаете, а не предполагаете, о единстве всех Учителей, и тот самый Единый Гуру, который живёт в вашем сердце, светится изнутри божественным светом благодарности и любви. Вы стали источником света для других людей. Вы стали Мастером!