Отреагировать — это значит совершать какие-то спонтанные действия, суетные движения, говорить необдуманные по-настоящему какие-то слова для того, чтобы снизить поток накрывающей человека тревоги. Проживать — это значит идти в своё переживание и ничего не делать. А просто быть. Быть в своём переживании. Быть в нём каждой клеточкой своего тела и своей души.
Почему люди значительно чаще отреагируют, а не проживают свои чувства? Потому что по-настоящему погрузиться в своё переживание может быть очень больно. Ведь приходят очень болезненные ощущения и очень болезненные мысли о самом себе, о своей "никчёмной" жизни, правда о своей личной истории и т.д.
Мысль о своём полном одиночестве, например. Или мысль о своей ненужности в сочетании с ощущением отверженности. Мысль о своей неудачливости и сопровождающее её ощущение собственной несчастности. Мысль о предательстве и ощущение полной беспомощности перед ситуацией обмана, какого-то злого рока или злой силы. И т.д. Погрузиться в эти мысли и ощущения по полной, не сбегать от себя в этот момент, прожить и пережить это — бывает невыносимо больно. Поэтому значительно проще заменить проживание другой моделью: отреагированием. Проще совершать какие-то бессмысленные поступки или хаотичные действия. Проще выплёскивать наружу своё недовольство или раздражение. Проще злиться и язвить в чей-то адрес, чем признать, принять и прожить свой страх. Или свой стыд. Или свою вину.
Проживание своих болезненных чувств требует ресурса и мужества. Когда нет ни первого, ни второго, человек вынужден отреагировать.
Я хочу показать разницу между проживанием и отреагированием на примере фильма "In treatment".
В 11-й серии 2-го сезона "In treatment" можно со стороны, в роли зрителя, пронаблюдать отличие между отреагированием и подлинным проживанием своей боли.
В начале сессии Мия, на самом деле ощущая чувство разочарования в себе, чувство зависти к Лоре, в которую был влюблён её психотерапевт Пол, начинает отреагировать. Она бросает в лицо Полу циничные, язвительные фразы о его романе с пациенткой, она высмеивает предполагаемый в своём воображении секс Пола с Лорой, она слегка нервно и в то же время с нотками обвинения рассказывает Полу, чем ему может грозить секс (которого на самом деле не было) с пациенткой, наконец, она гневно бросает к ногам Пола пакет с письмом Лоры, которое пришло адвокату Пола со словами: "Возьмите, это ваше". Все эти хаотичные, нервные действия Мии — это и есть отреагирование. Она делает всё это, чтобы хоть как-то снять давление своей тревоги, нарастание которой вызвано прорывающимся наружу вытесненными чувствами боли и зависти, ревности и разочарования в себе.
Пол ведёт себя потрясающе профессионально: его внимательного, поддерживающего, не осуждающего взгляда (глаза в глаза) достаточно для того, чтобы Мия подняла с пола то, что швырнула к его ногам и осознала, что ведёт себя, мягко говоря, глупо. Она — отреагирует.
Поведение Пола в этот момент — это точка перелома. С этого момента начинается проживание Мией своих чувств. Искреннее, болезненное, со слезами освобождения, с принятием себя — проживание. Озвучивая Полу свои фантазии о том, как Пол занимается сексом с Лорой, на самом деле Мия рассказывает Полу о себе: о своих эротичных фантазиях про себя и Пола. И ещё… в этих её фантазиях про Лору очень много страха старости, который живёт в душе Мии.
А заканчивается эпизод проживания пациенткой своей боли тем, что Пол ставит запись концерта, который давала маленькая Мия в далёком детстве… Игра на фортепьяно — это была настоящая, подлинная нереализованная мечта Мии… И в этом поступке Пола… столько нежности, столько заботы, столько понимания внутренней боли Мии… что просто дух захватывает.
Чтобы пройти через свою внутреннюю боль, которая сопровождает встречу со своими настоящими чувствами, чтобы проживать, а не отреагировать, требуется мужество. А не интеллект.
- Москва
- Санкт-Петербург
- Новосибирск
- Екатеринбург
- Красноярск
- Челябинск
- Краснодар
- Пермь
- Киев
- …
- Все города →
- Абакан
- Альметьевск
- Анапа
- Ангарск
- Армавир
- Артём
- Архангельск
- Астрахань
- Ачинск
- Байкал
- Балаково
- Барнаул
- Белгород
- Березники
- Бийск
- Благовещенск
- Братск
- Брянск
- Великий Новгород
- Верхняя Салда
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волжский
- Вологда
- Воронеж
- Геленджик
- Горный Алтай
- Грозный
- Дербент
- Дзержинск
- Евпатория
- Екатеринбург
- Ессентуки
- Железноводск
- Златоуст
- Иваново
- Ижевск
- Иркутск
- Йошкар-Ола
- Кавказские Минеральные Воды
- Казань
- Калининград
- Калмыкия
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Каспийск
- Кемерово
- Керчь
- Киров
- Кисловодск
- Комсомольск-на-Амуре
- Кострома
- Краснодар
- Красноярск
- Крым
- Курган
- Курск
- Кызыл
- Липецк
- Магадан
- Магнитогорск
- Майкоп
- Махачкала
- Миасс
- Москва
- Мурманск
- Набережные Челны
- Назрань
- Нальчик
- Находка
- Невинномысск
- Нефтекамск
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новокузнецк
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новочебоксарск
- Новочеркасск
- Новый Уренгой
- Норильск
- Ноябрьск
- Нягань
- Октябрьский
- Омск
- Орёл
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Прокопьевск
- Псков
- Пятигорск
- Республика Адыгея
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Тыва
- Ростов-на-Дону
- Рубцовск
- Рязань
- Салават
- Самара
- Санкт-Петербург
- Саранск
- Сарапул
- Саратов
- Севастополь
- Симферополь
- Смоленск
- Снежинск
- Сочи
- Ставрополь
- Стерлитамак
- Сургут
- Сызрань
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Туапсе
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уссурийск
- Уфа
- Феодосия
- Хабаровск
- Хакасия
- Ханты-Мансийск
- Хасавюрт
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черкесск
- Черноморское побережье
- Чита
- Элиста
- Энгельс
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ялта
- Ярославль