На сегодняшний день основной и, пожалуй, самой значимой проблемой для человека являются проблема — возросшая скорость обмена информацией со средой и огромные объёмы этой информации.
Психика современного человека вынуждена ежесекундно воспринимать и обрабатывать достаточное количество внешних сигналов. И далеко не все люди оказываются готовыми к такой перегрузке.
Развитие технологий привело общество к тому, что сознание среднестатистического человека в нынешних условиях информационного обмена работает практически на пределе. Психика просто не успевает эволюционировать, не успевает за скоростью изменений в среде. Чем же это чревато для каждого из нас?
- Во-первых, скорость обмена информацией сказывается на скорости перехода сознания с одного уровня развития на другой. Уже сейчас (период для Москвы 2007–2010 гг., взято из личного опыта работы) появилось достаточное количество молодых людей, которые переживают возрастные кризисы ранее, чем их родители. Сегодня уже нормой считается проявление кризиса среднего возраста у людей в возрасте от 25 до 30 лет.
- Во-вторых, когда психика человека не справляется с объёмами информации (информации много, и она быстро поступает), в жизни индивидуума чаще возникает состояние когнитивного диссонанса, т. е. имеющаяся информация начинает конфликтовать с поступающей (к примеру, вы обучены реагировать в определённой ситуации так, а от вас теперь требуют вести себя иначе).
Чтобы обработать информацию, нужно время, нужно определённое психическое состояние и качество психических процессов. Когда у человека нет времени настроиться на восприятие и обработку информации, не обработанная из оперативной памяти информация (несистематизированная) перемещается в подсознание. Находясь в подсознании, несистематизированная информация может вступать в конфликт сама с собой или с той информацией, которая находится в долгосрочной памяти сознания и которая уже систематизирована.
Такая конфликтующая сама с собой информация (например, противоречивые установки) создаёт внутреннее напряжение, возникает ненужная активность определённых нейронных сетей мозга. Напряжение мешает правильной работе мозга, в результате чего возникают определённые психические и физиологические состояния.
Если диссонансы возникают в сознании каждый день, то человек с таким сознанием будет испытывать и соответствующие психические состояния: раздражённость, тревога, страхи, нерешительность и пр.
Важно знать: любая поступающая информация из среды через органы чувств активирует химические реакции (в нейронных сетях возникают новые импульсы), заставляя определённые участки мозга более или менее интенсивно работать и выполнять свои функции.
Мысль — это ряд химических реакций в нейронных сетях. Качество этих реакций (а, следовательно, и мыслей) зависит от слаженности работы нейронных сетей между собой и работы нейронов между собой в этих сетях, т. е. от эффективного обмена между нейронами веществами и информацией.
Из вышеописанного можно сделать следующий вывод. Нахождение человека в условиях среды, где присутствуют большие объёмы информации и высокая скорость обмена информацией между средой и человеком, приводит к тому, что у человека возникают специфические, непродуктивные/нежелательные для него физиологические и психические состояния. Эти состояния вредят психическому здоровью (то есть состоянию благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества).
Когда человек находится в условиях больших информационных потоков, то его психика вынуждена постоянно переключаться с одного шаблона восприятия и обработки информации на другой, т. е. запускаются разные доминанты в нейронных сетях. А это приводит к тому, что человек вынужден постоянно переходить из одного типа сознания в другой.
Такие скачки сознания приводят к расшатыванию психики, возникают расстройства, нарушается слаженность в работе психических процессов. А это все в свою очередь влечёт за собой неустойчивые состояния — быстрые изменения в эмоциях и в мышлении.
У людей со "скачущим сознанием" возникает специфическая психическая реальность. Реальность, где при восприятии и оценке информации перемешиваются разные картины мира: религиозная, бытовая, научная, философская, художественная. У человека появляется своеобразная интерпретация наблюдаемого и происходящего вокруг.
"Нездоровая психическая реальность" приводит к изменению в работе механизма адаптации, он начинает давать сбои, неправильно распознавая источники опасности и получения удовольствия. А наличие специфической психической реальности и сбои в механизме адаптации на уровне психики выражаются порой в неадекватном поведении человека, появляются неподходящие под ситуацию действия.
Нахождение человека в условиях, где есть большой объем информации, — это стресс для организма. Наличие стресса запускает работу механизма адаптации.
Адаптация к условиям среды проходит на физиологическом и психическом уровнях. Изменения на физиологическом уровне непременно сказываются на психических процессах. Изменения в физических и психических процессах приводят к возникновению определённых состояний: гнев, страх, тревога, депрессия. Некоторые состояния являются безобидными и быстро проходят, а некоторые могут причинять вред здоровью и доставлять немало хлопот людям, у которых эти состояния проявляются.
Как же научиться справляться с нежелательными состояниями или избегать их, если мы вынуждены жить в той среде, где живём и где эти состояния непременно возникают или могут возникнуть?
О полезных и важных знаниях, которые помогут разобраться в этом вопросе, а также понять причины появления тех или иных состояний, и пойдёт речь в этой статье.
В ней мы затронем следующие основные темы:
- Что является причиной появления тех или иных состояний и как можно менять свои состояния?
- Как связаны между собой физические и психические состояния и как через изменение физиологических процессов можно менять свои психические состояния?
Причины
Я думаю, вы согласитесь, что каждому из нас важно уметь отслеживать изменения в своих состояниях и понимать, какие из них критические и требуют помощи со стороны, а какие изменения не так уж и опасны, т.е. допустимы (в эти состояния без надобности не следует вмешиваться и корректировать их — организм обычно справляется с ними сам).
Чтобы вы смогли лучше разобраться с тем, какие состояния являются критическими для вас, а какие из них нет — рекомендую ознакомиться со следующей информацией.
Изменения в физиологических и психических состояниях обычно сопровождаются изменениями:
- В скорости и качестве мышления и мыслительных процессов;
- Настроения или появлением аффекта (эмоционального состояния: депрессии, гнев, испуга и т.п.);
- Вегетативных симптомов: ухудшение или улучшение сна, снижение или увеличение аппетита, снижение или увеличение уровня энергии и др.;
- В поведении: появление агрессии или апатии;
- В физиологии: боль в мышцах или суставах, головные боли, чрезмерное потоотделение.
Провоцировать изменения в состояниях могут:
- Вид вашей профессиональной деятельности (много ли приходится общаться и в каких условиях это происходит?). Спокойные виды деятельности обычно не дают резких изменений в состояниях.
- Внешние факторы, усиление стресса из-за изменений во внешней среде. Насколько среда агрессивна и изменчива?
- Наличие хронических заболеваний. Физиология и психика взаимосвязаны. Заболевания эндокринной системы или иммунной могут вредить нервной системе. Из-за неправильной работы некоторых органов функциональное состояние определённых участков мозга может меняться, а это ведёт к изменениям в работе других участков мозга, отвечающих, например, за более сложный механизм саморегуляции организма; в итоге это может приводить к более серьёзному заболеванию и соответствующему физиологическому или психическому состоянию. Стоит учитывать, что нервная система связана со всеми органами и системами органов в организме. Изменения в отдельных органах или системах органов могут повлечь за собой изменение функционального состояния психики.
- Наличие внутренних паразитов (их помогают выявить анализы). Человек может и не подозревать о наличии их у себя. Например, токсоплазма (паразит крови) может со временем сильно изменить поведение человека: появляются более медленные реакции и повышается стремление к рискованной деятельности, наблюдаются невротические реакции и тревожные состояния.
Чтобы сразу убрать серьёзные причины, те, что не отслеживаются самим человеком в его повседневной жизни, но которые могут провоцировать у него те или иные психические состояния, рекомендуется исключить у себя паразитические заболевания, заболевания органов и заболевания мозга (если вам действительно нужно разобраться в причинах проявления того или иного специфического для вас психического состояния).
Для такой полной диагностики нужно сдать соответствующие анализы и сделать МРТ мозга, УЗИ органов. МРТ мозга позволяет выявить или же исключить сложные заболевания мозга, а ведь именно они могут являться причиной определённых психических состояний и психических расстройств личности.
Внимание! Органические повреждения мозга (внутренние заболевания организма) проявляются через определённые изменения в психических и физиологических состояниях. Но эти же проявившиеся состояния могут быть характерны и для других заболеваний в организме. Поэтому для правильной диагностики заболеваний мозга следует делать МРТ мозга и анализы крови вместе и рассматривать их как дополняющие друг друга.
На что следует обращать внимание при анализе МРТ мозга, чтобы диагностировать наличие возможных проблем (самодиагностика):
- Нарушения в левой лобной, левой височной и левой теменной долях мозга указывают на расстройства личности. Изменения в лобных долях связаны с изменениями (ухудшением или улучшением) силы воли, планирования, контроля импульсивного поведения, кратковременной памяти, внимания. Нарушения в височных долях — с проблемами с кратковременной памятью и распознаванием объектов, нестабильностью настроения (появлением тревожности), проблемами с речью.
- Изменения в левой височной доле также характерны для депрессий, наличия мрачных мыслей, нарушения долгосрочной памяти.
- Усиление активности базальных ганглий характерно для тревожных состояний и повышенной эмоциональности.
- Усиление активности поясной извилины характерно для состояния гиперактивности, для усиления функционирования механизма адаптации, для быстрого переключения между сферами деятельности.
- При нарушении в теменных долях наблюдаются проблемы с восприятием и обработкой информации.
- Повышенная активность лимбической системы проявляется через повышенную эмоциональность.
- Снижение активности височных долей (особенно левой) указывает на изменения памяти (трудно запоминать информацию), самоконтроля, настроения (подавленные состояния, повышение агрессивности).
- Нарушения в мозжечке приводят к тому, что ухудшается скорость обработки информации, хуже становится интерпретация новой информации.
Нарушения в функционировании определённых частей мозга можно проследить по снимкам МРТ или по своему поведению:
- Лобные доли — ухудшение планирования и мышления, организации деятельности, контроля процессов;
- Теменные доли — проблемы с чувствительностью и ощущениями;
- Височные доли — осложнения со слухом и речью;
- Затылочные доли — сложности со зрением;
- Мозжечок — нарушение в равновесии и координации движений, сложность в восприятии информации.
Подсказка: нарушениями деятельности головного мозга из-за внутреннего повреждения (влияние механических повреждений и патологических процессов) занимается клиническая нейропсихология.
Что ещё важно знать
Причиной появления определённых состояний чаще всего является особенность работы Вегетативной (Автономной) Нервной Системы (ВНС). Поэтому каждому человеку необходимо знать общие принципы её функционирования.
ВНС состоит из парасимпатической нервной системы (торможение) и симпатической нервной системы (активность). Как же они работают?
- Парасимпатическая нервная система (ПНС). Отвечает за внутреннюю деятельность организма в нормальных условиях. Деактивирует СНС после того, как она была возбуждена, возвращает организм к обычному режиму функционирования.
- Симпатическая нервная система (СНС). Обеспечивает организм дополнительной энергией в критических ситуациях. При попадании в опасные для жизни условия включается именно эта система, позволяющая справиться с ситуацией либо укрыться от угрозы.
Тренированные СНС и ПНС позволяют человеку более эффективно адаптироваться к изменениям в среде. Тренировать работу систем можно так: специально чередовать свою деятельность, например домашние дела, и чтение. Или так: прогулку на природе (в спокойных условиях) чередовать с прогулкой в городе (в экстремальных условиях или агрессивной среде).
Если вы живёте в таком режиме, что у вас дольше по времени работает СНС, например, строите карьеру, то ваш организм изнашивается и не успевает восстанавливаться. А это, в свою очередь, приводит к ослаблению иммунитета, неадекватному ответу организма на стрессовые факторы, что в итоге сказывается на общем физическом состоянии и состоянии психики: возникают определённые состояния, например сильное возбуждение ЦНС или её подавленное состояние.
Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) — это ещё один важный фактор, который влияет на наши состояния.
Взвинченное состояние ЦНС проявляется через тремор пальцев, произвольные подёргивания в конечностях, бессонницу, потливость, тревожность, учащённое сердцебиение и пр.
Иногда внешняя среда (резкие изменения, появление угроз) или заболевания в организме могут провоцировать серьёзные изменения в деятельности ЦНС (заболевания можно выявить, пройдя соответствующую диагностику у специалистов).
Корректируют работу ЦНС обычно через торможение психических процессов. Как?!
Например, распространённый способ у населения нашей страны для целей снятия напряжения и тревожности — употребление алкоголя.
Научный же подход заключается в следующем: убирают взвинченное состояние ЦНС обычно с помощью транквилизаторов и других препаратов, оказывающих седативное воздействие.
И там, и там у подходов есть минусы. Психофармакология и алкоголь вызывают привыкание и зависимость!
Что лучше?! Рекомендую заменить фармпрепараты и алкоголь на занятия медитацией или йогой.
Занимаясь медитацией, вы научитесь самостоятельно управлять своими состояниями (будете уметь контролировать их и корректировать), и спиртные напитки с таблетками, вам уже тогда не понадобятся.
Диагностика своих состояний (взаимосвязи, модели)
Психические состояния зависят от отношения человека к себе, окружающей действительности (агрессивна она или нет), деятельности (что человек делает, кем работает). Психические состояния бывают функциональными или нефункциональными для человека.
Функциональное состояние — качественно проходящие в организме процессы, поддерживающие гомеостаз (балансы). Качественные процессы протекают в таком режиме, который позволяет ощущать индивидууму себя нормально для выполнения задач, осуществления деятельности. Нормальное функциональное состояние способствует появлению мотивации. Отсутствие мотивации косвенно указывает на нефункциональное состояние психики.
Основные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, ощущение, воображение, речь. Проблемы, например искажённое восприятие сигналов, некачественное мышление или плохая речь, указывают на плохое качество психических процессов.
Функциональное состояние (или качество психических процессов) отражает то, как идёт адаптация к среде на уровне физиологии и психики.
Для правильной диагностики своего психического состояния обязательно следует оценить состояние своих систем: центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы (ВНС).
Состояние ЦНС можно определить по следующим критериям:
- Сон. Насколько спокойный и глубокий, урывками ли он, есть ли плохие сны (жестокость, насилие, страхи), как проходит засыпание?
- Скорость мыслительных процессов. Как часто и быстро появляются идеи? Происходит ли прыгание по темам при воспоминании или разговоре?
- Воображение (возникновение образов). Спонтанно ли это происходит или можно этим управлять? Много образов или мало?
- Деятельность. Какая лучше получается: где требуется пассивность и усердие или активность и инициатива?
- Восприятие информации. Игнорируете или "улавливаете", проглатываете без оценки или систематизируете, быстро воспринимаете или медленно?
- Физическое ощущение. Есть ли напряжение/пощипывание в области щитовидки, какое сердцебиение и дыхание, есть ли невротические проявления? Утомляемость повышена или нет?
- Эмоциональное состояние. Много ли эмоций, "скачут" ли они?
- Физическая нагрузка. Есть ли во время тренировки/активной деятельности желание тренироваться/делать или нет? Сложно ли концентрироваться на выполнении действий?
- Внимание. Скачет или можно долго на чем-то удерживать?
- Чувствительность. Восприятие сигналов (свет, звук, запах) проходит с опозданием, сильнее/слабее обычного или нет?
- Проявление аллергических реакций. Есть ли чихание, почёсывания, пр.?
- Состояние пищеварительной системы. Запоры, жидкий стул, частые позывы или все в норме?
- Память. Сложно или легко извлекать из долгосрочной памяти нужные данные, оперативно ли это происходит? Информация в оперативной памяти долго держится или быстро пропадает?
Для формирования навыка "умение наблюдать за своим организмом" можно использовать следующее.
Наблюдайте в течение полугода за своими состояниями и фиксируйте их в дневнике, чтобы потом можно было этими наблюдениями воспользоваться. В дневнике фиксируется также питание, режим дня, случаи, которые возникали в течение дня (чтобы потом возникшие состояния можно было сопоставить с факторами, которые могли спровоцировать их появление).
Если вы научитесь точно оценивать свои состояния, то сможете достаточно быстро диагностировать начавшиеся патологии в работе организма и во время сможете предпринять нужные меры.
При диагностике своих психических (психоэмоциональных) состояний всегда учитывайте:
- Динамические изменения (как со временем меняется состояние — ухудшается или улучшается);
- Что происходит с физиологией (следует отметить симптомы, которые являются для вас ненормальными и некомфортными);
- Как меняется внешняя среда (как сильно это влияет на вас).
Чем больше информации, тем легче поставить диагноз.
Важно помнить! Одно проявившееся состояние (как причина) может приводить к появлению другого состояния (как следствия).
Учитывайте, что выявленное психическое состояние или его симптомы могут указывать не на наличие болезни/патологического состояния психики, а на наличие другого заболевания из области физиологии.
Как управлять психическими состояниями?
Свои психические состояния можно менять, воздействуя на психику через когнитивную терапию (разговоры). Общение помогает изменить своё мышление.
Изменения в мыслях влечёт изменения на уровне эмоций. А изменения в эмоциях, в свою очередь, меняют поведение.
Также психические состояния можно менять через фармакологию и питание, изменяя биохимию (качество химических реакций в организме). А меняя функциональное состояние своего мозга (изменяя состав его клеток), можно корректировать качество его работы, т. е. менять психические состояния.
Психические состояния ещё можно менять через изменения в физиологических процессах путём определённых упражнений (практик), через изменения: дыхания, рациона и качества питания, условий среды или своей деятельности. Изменения в физиологических процессах приводят к изменениям в психических процессах, и, как следствие, изменяются психические состояния.
Важная информация для понимания механизма управления своими состояниями.
Влиять на свои состояния можно лишь тогда, когда вы можете замечать свои состояния, а для этого требуется навык умения обращать внимания на свои физиологические показатели.
Умея замечать свои состояния и зная причины, по которым они могут возникать, можно научиться самостоятельно корректировать определённые психические и физиологические состояния, не прибегая к помощи специалистов. Для этого нужно всего лишь знать самому общие принципы того, как работает психика и физиология человека.
Далее мы рассмотрим вопрос о том, как, меняя своё физическое состояние через воздействие на физиологию, можно менять свои психические состояния и какие способы коррекции психических состояний существуют (рекомендации, взятые из жизни).
Основное, на что человек может влиять осознанно в работе своего организма, — это дыхание. Через него он может вмешиваться в работу ВНС, заставляя иначе работать весь организм.
Через дыхание всегда можно быстро внести изменения в работу симпатической нервной системы и парасимпатической нервной системы (которые входят в ВНС), а также повлиять на свои физиологические показатели и, как следствие, состояние психики.
Меняя параметры дыхания, можно менять качество химических реакций в организме, а, следовательно, и существующие балансы, поддерживающие гомеостаз. Меняя качество питания, режим дня, свою активность, можно тоже получить требуемые изменения в организме, но результат будет очевиден через несколько часов или дней. А через изменения дыхания результат можно получить в течение нескольких минут. Через дыхание можно повлиять на механизм адаптации организма к условиям среды и создать у себя определённые состояния.
Наиболее известные методы дыхания, которым стоит научиться, чтобы уметь контролировать свои состояния и поддерживать здоровье:
- система Бутейко;
- упражнения из Пранаямы;
- дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
В каком-то смысле произнесение мантр или молитв тоже можно отнести к изменению дыхания (при произнесении этих звуков наша дыхательная система начинает работать в другом режиме, чем при обычной речи или молчании), поэтому это тоже можно взять на вооружение.
Отдельные подсказки для случаев
Для разбивки своих эмоциональных состояний следует менять условия среды. Можно использовать для этих целей чтение художественной литературы, просмотр научных фильмов и прогулки на воздухе.
Если требуется эмоциональная отстранённость, то следует на время убрать из своей жизни общение, чтение, фильмы.
Чтобы снизить эмоциональное напряжение, следует на время отказаться от достижения целей и переключить внимание на другие дела, сконцентрировать внимание на анализе деталей.
Чтобы увеличить мотивацию, следует сконцентрировать внимание на будущей выгоде, проверить готовность к деятельности (созданные условия), задать себе вопрос: "Что я смогу узнать в процессе достижения целей?", чётко обозначить задачу (поставить вопрос), провести процедуру "мелких дел" для подготовки к работе, проверить уже достигнутое (вспомнить).
Подвижность психики увеличивается:
- за счёт изменений во внешней среде;
- при развитии личности (активны познавательные процессы).
Снижает подвижность психики (убирает состояние "скачущего сознания") следующее:
- снижение умственной деятельности;
- медитации (углубление сосредоточенности и телесное расслабление, отрешённость от внешнего мира).
Если требуется поддержание психических процессов и состояний на том же уровне, что они и есть, то воздействуйте на это через поддержание существующих условий среды и ведите прежний вид деятельности.
P.S. Что такое психическое здоровье? Какие состояния нужны/полезны, а какие опасны?
Сохранение и поддержание психического здоровья — это создание/поддержание у себя таких состояний психики, которые позволяют эффективно трудиться, чувствовать себя комфортно и в безопасности, вовремя реагировать на необходимые изменения и достаточно безболезненно и легко адаптироваться к возникающим условиям среды.
Как же сохранить психическое здоровье и как минимизировать влияния внешних факторов на ваши состояния?
Живите там, где вам комфортно! Где мало опасностей и вредного воздействия на физиологию (отсутствует радиация и сильное электромагнитное излучение), где много возможностей для поддержания уровня жизни (развита медицина, хорошая экология, развита система социальной защиты населения).
Состояние субъективного благополучия определяется не нормами, существующими в медицине и обществе, а вашими собственными ощущениями (болит или не болит, комфортно или нет). Это и есть основа, которая служит для определения своего физического, психического и духовного состояний по отношению к среде, в которой вы живёте. Этого и надо придерживаться. Формируется же субъективное благополучие через личный опыт.
Чтобы понять уровень своей удовлетворённости и, как следствие, увидеть возможности и ограничения для поддержания своего психического и физического здоровья, рекомендуется периодически сравнивать свои индивидуальные состояния и своё окружение, т. е. то, где эти состояния возникают. За основу оценки берётся следующее:
- Общество (нормы, правила, обычаи, мораль, вера). Есть ли противоречия со своей нравственностью?
- Территория (страна, город). Насколько развита инфраструктура и насколько комфортно живётся на этой территории?
- Природные условия (климат, погода и т.п.). Подходят ли они для комфортных состояний (физического и психического)?
Среда — это то, что влияет на нас ежеминутно. Условия среды создают определённые физические изменения в организме, которые приводят в итоге к определённым физическим и психическим состояниям.
Состояние психического здоровья сильно зависит от условий, в которых вы живёте. С возрастом те условия среды, которые ранее были пригодны для вашей жизни, могут стать непригодными (некомфортными) для вас как с точки зрения физического здоровья, так и с точки зрения вашего комфортного нахождения в социуме с определённой системой ценностей и культурой (т. е. с точки зрения психического и духовного здоровья).