Школу надо пережить
Если у человека есть дети, а тем более дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1-е сентября — не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года.
И это значит, что родитель вместе с ребёнком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребёнка к школе обратили внимание лет 20 назад, и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остаётся сложной как для самого ребёнка, так и для его родителей.
С 60-70-х годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дезадаптации и стрессе, который ребёнок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за:
- конфликта с учителем;
- трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками;
- врождённых особенностях нервной системы ребёнка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте;
- особенностях воспитания ребёнка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу "кумира семьи", непоследовательном воспитании, когда у ребёнка не формируются навыки саморегуляции и нет чёткого представления о приемлемом и неприемлемом поведении.
Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе является фактором риска развития школьного невроза у ребёнка.
Родители и семья ребёнка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учёбы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребёнка становится гораздо выше.
Что же такое "Школьный невроз родителей"(ШНР)? Я беру этот термин в кавычки, т.к. не уверена, что серьёзная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребёнка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах.
В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжёлой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: "Мой ребёнок идёт учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребёнок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня".
При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идёт реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределённость родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс, и на его основе будет развиваться невроз.
Современная городская жизнь отличается высоким темпом, и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учёта школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям, и всё это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями.
Ребёнок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребёнка. Может проявляться "чёрно-белое мышление", когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации.
Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов — "Что с этим делать?".
- К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребёнка. В случае возникновения сложностей у ребёнка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребёнка в школе (даже в старших классах), он может разрешить самостоятельно!
- Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребёнка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребёнком, особенно, если он старше 10–11 лет.
- Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребёнка. У любого человека большое количество врождённых качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12–15 лет) и пр. Если у ребёнка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребёнка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребёнка проявятся собственные задатки.
- Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространённая рекомендация о том, что собственного ребёнка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестёр и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребёнка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть.
- Важно, чтобы к окончанию школы у ребёнка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше, и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы.
Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюблённость может приходиться на это время. Ребёнок растёт, взрослеет и решает множество задач.
Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт, подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребёнка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей.