Если в детстве ребёнок получил принятие и любовь родителей, значит, он получил и адекватную самооценку. Маленький человек оценивает себя так, как его оценивают родители. Если любят — значит, он достоин любви, если не любят — значит, недостоин. Созависимые женщины не чувствовали себя любимыми в детстве, поэтому, вырастая, они не чувствуют себя достойными любви. Почему большинство униженных женщин терпят оскорбления? Потому что верят, что оскорбления и "убийственные" слова в их адрес — правда.
Если человек с раннего возраста привык к неуважительному отношению к себе, оскорблениям, физическим наказаниям, вырастая, он нуждается в источнике негативных эмоций. Такую зависимость можно назвать эмоциональной наркоманией. Эмоционально зависимый человек постоянно возвращается к тому, кто даёт возможность чувствовать обиду, страх и тревогу.
Также важными являются отношения в родительской паре — между матерью и отцом. Дочь повторяет в отношениях с партнёром привычную материнскую модель. Если мать терпела к себе неуважительное отношение со стороны мужа, жаловалась, но бездействовала, также ведёт себя и дочь. Она научилась у матери жертвенности.
Предлагаю вашему вниманию один из примеров работы с созависимостью. Клиентка находится в длительной терапии. Разрешение от клиентки на публикацию получено, имена изменены.
Юле — тридцать два года, уже год она живёт вместе с молодым человеком, назовём его Глеб. Отец Юли был неуравновешенным, деспотичным, он жестоко бил мать. При этом мать верила в то, что человек, причиняющий ей вред, её любит. Для неё страдание и любовь всегда были соединены. В семье запрещалось естественное проявление эмоций. Всё это сформировало у Юли привычку всё контролировать и нечувствительность к боли. Из-за низкой самооценки девушка ждёт оскорблений, унижений, обид. Она уверена, что заслуживает такого отношения.
Периодически у молодых людей происходят ссоры, причём Юля осознаёт, что схема ссоры каждый раз повторяется.
Глеб нарушает договорённости, приходит домой поздно или не приходит вообще, не отвечает на Юлины телефонные звонки, оскорбляет её. Он проявляет неуважение к личному пространству девушки, например, когда Юля спит, Глеб смотрит телевизор, включая максимальную громкость. Он может выбросить вещи Юли, если они ему не нравятся или оказались в "неположенном" месте. Сначала Юля молчит, терпит "недостойное" поведение Глеба, у неё накапливается недовольство. Когда "чаша терпения" переполнена, Юля начинает "придираться" и, как выразилась она сама, "выносить Глебу мозги". Глеб в ответ жестоко избивает Юлю, она уходит к маме. Через некоторое время Глеб приходит за ней с огромным букетом цветов, встаёт на колени, просит прощения, объясняется в любви, говорит, что жить без неё не может, просит вернуться. Юля возвращается.
Поведение Юли наглядно демонстрирует три деструктивные роли из треугольника Карпмана. Когда она становится объектом агрессии, это позиция "жертвы". Затем девушка мстит обидчику отстранением, уходом, презрением и т.д., становясь "преследователем". В роли "спасателя" прощает и жалеет провинившегося Глеба, который "раскаялся".
Юля признаётся, что хочет, чтобы Глеб постоянно был рядом. Все предыдущие отношения Юли были похожи на отношения с Глебом. Она готова всё вытерпеть ради того, чтобы не быть одной. Находясь в одиночестве, девушка ощущает тревогу, пустоту.
Молодая женщина пришла на консультацию после очередной ссоры с Глебом, когда он, в пылу гнева, разбил её машину.
Выяснилось, что отношения между молодыми людьми поразительно похожи на отношения между родителями Юли.
— Когда в детстве я видела, как мама "доводила" отца, я решила, что так она проявляет свою любовь. Когда отец бил маму, я думала, что и он "так любит". Потому что после примирения родители бурно радовались, говорили, что жить не могут друг без друга, — печально сообщает Юля. — И меня тянет к Глебу непреодолимая сила. Головой понимаю, что надо расстаться, но как будто есть что-то сильнее меня.
Девушка повторяет родительский сценарий. Она как будто находится в "роли" мамы, на "роль" отца выбран Глеб. На предыдущих встречах с Юлей проведено разделение образов Юли и мамы, девушка поняла, что она отдельный от мамы человек и может проживать свою жизнь. Также девушка разделила образы Глеба и папы, осознав, что её мужчина очень похож на отца, но он и отец — разные люди. Юля просила разрешение у родителей жить иначе, чем они. Она получила поддержку рода. Понемногу, по мере формирования и укрепления взрослой части, Юля стала заботиться о себе, начала осознавать свои желания и чувства, говорить о них Глебу. Периоды спокойной жизни пары стали чаще и длиннее, но…
Последняя история с машиной показала, что в порыве гнева Глеб не контролирует себя, жить с таким человеком просто опасно. На терапию он идти отказывается…
Обращаю внимание Юли на видимые сигналы её тела. Так, например, её правая рука непроизвольно выполняет поглаживающие движения. Прошу усилить это движение и пофантазировать: "Что хочет рука?" Оказалось, что рука хочет гладить ребёнка.
Затем обращаю внимание Юли на то, что, она как будто что-то крутит на пальце. Оказалось, что это воображаемое кольцо. Обручальное кольцо. После последней ссоры Глеб предложил Юле выйти за него замуж и принёс обручальное кольцо. Юля от кольца отказалась, но желание выйти замуж осталось.
Нет ничего удивительного в том, что девушка хочет выйти замуж, родить ребёнка. И Глеб как будто именно это ей и предлагает. Но какую цену за это придётся заплатить!
Прошу Юлю представить две своих части. Ту, которая "за" отношения с Глебом, и ту, которая "против".
"Желающая продолжать отношения" выглядит как невеста. Она в белом красивом платье, но у неё чёрное лицо. Это большая активная фигура.
Часть, которая хочет "прекращения отношений", выглядит как сегодняшняя Юля, но одета во всё чёрное, как в траур. Она маленькая и сгорбленная, как старушка.
"Невеста" настроена решительно и хочет уничтожить "старушку".
Предлагаю Юле добавить поддерживающий ресурс к её слабой части. Ресурсом оказались интересы и увлечения девушки — роща деревьев. У Юли много интересов — каждое дерево особое, не похожее на другое.
Увидев рощу, "старушка" выпрямилась, подросла, её платье из чёрного стало цветным. Она стала выше "невесты", с уверенной осанкой и спокойным лицом.
При этом "невеста" начала покачиваться, а её белое платье — сминаться.
Второй ресурс Юли — её друзья. Юля стала вспоминать друзей, то ценное, что она получает от каждого из них, и по очереди вводить их в картину отношений "старушки" и "невесты".
Увидев друзей, "невеста" уменьшилась в размерах, и её платье стало грязным.
Третий ресурс Юли — радость от жизни, мира, природы. Она представилась девушке в виде ярких красочных цветов.
При появлении радости образ "невесты" растаял.
— Приятно, что у меня так много ресурсов, — сказала Юля. — Когда я становлюсь интересной самой себе, мне уже не хочется разрушающих меня отношений с Глебом.
И я, и Юля — мы обе понимаем, что предстоит ещё большая работа по преодолению созависимости, но мы обе искренне радуемся тому, что на этом пути уже есть первые результаты.
Если на роль партнёра вы выбираете отвергающего вас человека, вами руководит внутренний ребёнок. Он видит в партнёре родителя и надеется добиться от него той любви, которую не получил в детстве. Ради родительской любви он отказывается от себя, своих желаний. Только расставшись с иллюзией "переделать родителя", можно встретить человека, который будет вас ценить и любить.
Быстрых результатов не ждите. Зависимое поведение — это выученный сценарий из родительской семьи. Пока нет другого способа жить, нужно время для его создания. Магия психики такова, что, как только станет возможным опора на себя, появится и выход их разрушающих отношений.