На одной из международных конференций по детскому психоанализу выступали именитые аналитики из Аргентины и презентовали реальный случай из практики. Спешу поделиться.
Молодая женщина по имени Сьюзен обратилась к аналитику с такой проблемой — её трёхлетняя дочь Кэтти совершенно не может без неё обойтись. Куда бы ни собралась клиентка, дочка всегда с ней. К подруге, в магазин, к врачу или даже в душ. Поначалу женщине это льстило, ей нравилось, что дочь так к ней привязана, но сейчас её жизнь превратилась в настоящий кошмар.
На первой же сессии аналитик заметила, что Кэтти не слезает с коленей матери, постоянно щупает её, накручивает волосы на пальчик. И любая попытка отвлечь ребёнка, отвести в игровой уголок, где и замок, и куклы, и самые желанные игрушки — проваливалась. Так прошло несколько сессий. Присутствие отца также не решало проблему — девочка не отпускала маму ни на минуту. Как же аналитик сдвинула дело с мёртвой точки?
Было очевидно, что между клиенткой и её дочкой существует нездоровая связь, которая должна трансформироваться в другие отношения. В 3 года ребёнок способен проводить целый день в детском саду, должен быть активен в изучении окружающего мира, должен общаться с другими детьми и взрослыми. Сьюзен призналась, что ещё во время беременности боялась потерять дочь и боролась с тревожными мыслями. Ей казалось, что Кэтти родится мёртвой или больной, а, когда дочка была грудным младенцем, клиентка находила у неё признаки самых страшных заболеваний. Когда Кэтти стала ползать, а затем ходить — Сьюзен впадала в состояние близкое к панике, она грезила наяву картинками, что дочь упала, ударилась, разбилась чуть ли не на смерть, позже присоединились страхи, что Кэтти могут украсть из ясель. Постепенно клиентка стала меньше бояться, но совсем страхи её не отпустили. Однако она была уверена — дочери пора в детский сад, а ей на работу.
Что происходило с ребёнком? Ещё в утробе матери она получала сигналы, что в любой момент может случиться нечто ужасное, нужно держаться за маму изо всех сил. После рождения это "затапливание" тревогой продолжилось, и девочка окончательно усвоила — мир опасен, можно выжить только рядом с мамой. Аналитику предстояло показать девочке, что её окружают не только опасности.
Работа велась прежде всего с мамой Кэтти, но так как на сеансах девочка неизменно присутствовала — терапия влияла и на неё. Как-то раз аналитик дала Сьюзен один конец компьютерного провода, а Кэтти — другой. Девочка заинтересовалась и не выпускала его из рук всю сессию. Прошло ещё две встречи. Аналитик каждый раз предлагала Кэтти сесть поиграть в другой конец комнаты. И неожиданно девочка сделала пару шагов от матери, жестом попросила игрушку из уголка и уселась на пол играть. Провод в руке. Ещё через несколько сессий, малышка отошла дальше, и мать отпустила свой конец провода из рук! Кэтти увидела это и продолжила играть, держа свой кончик провода в руке. Дальше прогресс шёл стремительно. Вместе с проводом Кэтти стала перемещаться по комнате абсолютно свободно, а затем попросилась в коридор, где сидел её отец. Финалом можно обозначить день, когда через пять минут после начала сессии девочка пошла к отцу и перед тем, как уйти, сказала, что провод ей не нужен, так как они с папой пойдут в зоопарк. И ушла.
Произошло следующее. Мать транслировала дочери однозначное сообщение: "От меня не отходи, иначе погибнешь", — как только началась работа с тревогой взрослого человека, снизилась тревога у ребёнка. Постепенно она поняла, что, уходя от матери, она её не теряет. Сьюзен осталась в терапии на несколько лет.
Кстати, когда вы пытаетесь отдать ребёнка в детский сад, а он каждый день неистово рыдает — это проблема не относится к нему, возможно, вы бессознательно не хотите оставлять его там. По какой причине? Надо разбираться.
Я прошла подготовку по работе с детьми. Поводом для обращения к аналитику может быть агрессия ребёнка или, наоборот, излишняя покорность, проблемы с весом или сном, аллергия, энурез, гиперактивность в школе или детском саду, фобии и так далее.
Но я настаиваю, дорогие родители, если вас что-то беспокоит в поведении или состоянии ребёнка — покажите его врачу, пройдите необходимое обследование. Это всегда первично!