Продолжая тему детского психоанализа, я хотела бы поделиться с вами клиническим случаем, описанным в книге "Затаённая боль. Дневник психоаналитика" Каролин Эльячефф. Она работала с малышами в возрасте до 3 лет, которые находились в так называемых "социальных яслях" — учреждение, куда попадают дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Каролин приглашали к маленьким пациентам, у которых начинались симптомы соматических или психических расстройств, что мешало процессу усыновления.
"…Роль психоаналитика — не соболезновать, не утешать, не исправлять, а помочь выявить и символизировать, то есть обозначить причину страдания. Психоаналитик не может изменить прошлого и не должен стараться в реальном смысле модифицировать будущее". (Каролин Эльячефф.)
Когда мальчика по имени Оливье принесли на приём к Каролин, ему было всего 2,5 месяца, и он страдал от тяжелейшего бронхита и сыпи. Вся кожа была покрыта коростами, а каждый вдох и выдох давались малышу с трудом. Мать Оливье родила его в машине скорой помощи и сразу отказалась от ребёнка — у неё уже есть дети, и обеспечить Оливье хорошие условия она не может. Но каждый день она узнавала о его состоянии по телефону и делилась своими пожеланиями по поводу приёмной семьи для сына.
Нянечки, ухаживающие за младенцем, часто обсуждали при нём, что его мать — хорошая женщина, и было бы здорово, если бы она забрала сына. Однако постепенно стало ясно, что решение не изменится. Сразу после того, как на очередной из летучек персонал из яслей проговорил это — Оливье заболел. И подходил к концу трёхмесячный срок, в течение которого мать может забрать своего ребёнка из яслей, если этого не происходит — подыскивают приёмную семью.
Выяснилось, что мать желала, чтобы мальчик попал в семью белокожих людей (сам он был чернокожим). Этим можно объяснить сыпь на теле младенца, он будто бы пытался поменять свою кожу, чтобы подчиниться матери. Как Каролин работала с этим симптомом?
"У тебя очень хорошая и мужественная мать, она знает, что не сможет тебя воспитать, как ей хотелось бы, и она приняла решение, которое считает хорошим для тебя: пусть тебя возьмёт и воспитает другая семья. Люди, которые тобой сейчас занимаются, ничего тебе об этом не говорили, но надеялись, что твоя мама изменит своё решение — возможно, они внушили эту надежду и тебе. Сейчас они понимают, какая хорошая у тебя мама: она сказала правду, она действительно ради твоего блага хочет, чтобы тебя воспитала другая, приёмная семья. Она хочет, чтобы у твоих приёмных родителей кожа была не такая, как у тебя, а другого цвета. У тебя кожа чёрного цвета. Сейчас ещё неизвестно, удастся ли найти для тебя приёмных родителей с другим цветом кожи. Но тебе вовсе не нужно менять свою кожу. Ты всегда будешь сыном мужчины и женщины, которые тебя зачали, и твои настоящие, биологические родители навсегда останутся в тебе. До свидания, увидимся через неделю".
Что касается проблем с дыханием — резкое ухудшение случилось после того, как все вокруг заговорили — мать отказывается от Оливье окончательно. Ребёнок бессознательно пытался вернуться во внутриутробное состояние, когда он соединён с мамой пуповиной и дышит с её помощью. Ведь если ребёнок родился, пуповина перерезана, он навсегда отделен от матери физически. Иными словами, нянечки проговорили, что мать всё же отказывается от него, Оливье "столкнулся" с этим ужасом, и у него остался лишь один выход — превратиться снова в эмбрион, ведь тогда мать была при нём.
"Я начинаю говорить ему, поглаживая пупок сквозь рубашечку:
— Когда ты находился в животе у своей мамы, ты ещё не дышал. Твоя мать кормила тебя через плаценту, с которой ты был связан, соединён пуповиной. Эта пуповина шла вот отсюда, где лежит моя рука. Когда ты родился, её перерезали. То, что я трогаю рукой, это твой пупок. Это шрам, который остался от пуповины. Когда ты родился, ты дышал, пуповину отрезали, ты отделился от своей матери, которая этого захотела. Может быть, ты дышишь так плохо потому, что надеешься снова найти мать, чтобы всё было, как прежде — когда ты находился в твоей матери и ещё не дышал. Но если ты решил жить, ты не сможешь жить не дыша. Твоя мать — в тебе, в твоём сердце. Тебя разлучили с ней не потому, что ты начал жить. И даже если ты не будешь дышать, тебе это не поможет снова её найти.
Всё это я говорю спящему Оливье. Постепенно его дыхание становится тише. Когда я замолкаю, то с волнением замечаю, что он дышит носом, его дыхательные пути очистились, шумы исчезли, я ощущаю только лёгкое дуновение от его дыхания. Я прямо-таки ошеломлена этим результатом. Мне хочется сказать об этом вслух, обратить на это внимание нянечки, словно я не верю собственным глазам и ушам.
Через месяц я узнаю, что дыхание у Оливье полностью нормализовалось. Уже подыскали и семью, готовую его усыновить. Через несколько дней состоится её первая встреча с ребёнком — ему исполнилось три месяца и неделя".
"…Психоанализ позволяет прежде всего рассказать, выразить словами самому младенцу происхождение переживаемого им разрыва, ту невысказанную и затаённую боль, которая поначалу проявляется лишь в болезненных симптомах". (Каролин Эльячефф.)
Все случаи, описанные в книге "Затаённая боль", реальны. Я рекомендую книгу к прочтению не только, если вы занимаетесь психологией профессионально, но и для общего развития.
Телесные симптомы как у взрослого, так и у ребёнка могут быть вызваны внутренним конфликтом, страданием. Если вы сталкиваетесь с чем-то подобным, медицинское лечение не помогает, возможно, уже пора искать психологические причины происходящего.
Ваш психоаналитик.