У одного человека спросили, что такое смелость. Он ответил: "Смелость — это готовность действовать, несмотря на страх!"
Тема страхов актуальна и вечна. Слова Ошо мне показались очень точными и важными.
Приходит время, и мы встречаемся со своими страхами. Кто-то в детстве, кто-то в юности, а бывает, что страх присутствует постоянно, безотлучно. Страх — важная составляющая нашего развития. Это то, что двигает нас вперёд, то, что наделяет нас силой, то, что раскрывает нас перед нами. А, если даже и останавливает, то только для того, чтобы мы нашли источник своей храбрости. Нет такого человека, который ни разу не боялся в жизни ничего и никогда. Иногда нам хочется избежать тех чувств, которые приносит с собой страх. Иногда мы, наоборот, обостряем всё то, что страх прячет.
Однажды, во время одного из моих прыжков с парашютом, я испытал очень сильное воздействие страха. Мне нужно было выпрыгивать первым, поэтому сидел я ближе всех к люку. Это был уже не первый прыжок, может быть, пятый или шестой. То есть я знал, как и что делать, знал, что меня ждёт, и самое интересное, не испытывал совершенно никакого страха. По крайней мере, ничего такого, что бы я мог заметить. Но вот прозвучала команда приготовиться, и… я не смог встать, ноги просто не могли поднять меня. Полное отсутствие чувств и ощущений, нет паники, тревоги, ничего нет. А ноги не работают. Тогда я быстро схватился за трос над собой, подтянул себя на руках и как-то добрался до люка и вывалился. Хотя обычно лучше выпрыгивать. Полёт прошёл хорошо, парашют раскрылся, я чувствовал себя отлично!
Ноги и руки работали замечательно, приземление тоже прошло хорошо, ноги работали и ничто не напоминало о странном состоянии. Но ноги ведь совершенно не работали!!!
Всё, что есть в нас, должно помогать нам, все чувства и эмоции, положительные и не очень, обеспечивают работу нашего организма. Вопрос в том, как долго, насколько интенсивно и как крепко мы привязываемся к своим страхам. Почему мы подолгу таскаем их за собой, не отпуская по многу лет.
Мне нравится сравнение с животными, например с кроликом или зайцем. На одной лесной опушке сидит заяц-серые ушки, добрый, тихий заяц, тёплый ветер шевелит его шёрстку, запахи на полянке радуют его обилием вкусной травы. При этом заяц не ждёт всё время, что на него нападёт волк, лиса или орёл, он не переживает постоянно внутренний диалог: "А что будет если нападёт хищник? А успею ли я спастись? А смогу ли я потом найти еду? Что будет если я побегу не в ту сторону? Какой выбор мне сделать, чтобы это точно было правильно?" Он просто внимательно отслеживает (точнее, он просто живёт) и чувствует, что происходит вокруг, уши-то вон какие, и при малейшей опасности удирает. Когда он бежит — он бежит. Он не думает и, тем более, не переживает. У него есть важное, конкретное дело — спасение жизни. А времени на думать правильно у него нет. Весь его организм работает на то, чтобы выжить. Когда заяц благополучно избавляется от хищника, он приводит себя в порядок умыванием и самомассажем (ну, может быть самомассаж он и не делает, но точно умывается). И снова идёт спокойно кушать травку!
А венец природы под названием человек, думает и находится в постоянном переживании о том, что было, что будет, и как плохо и трудно здесь сейчас. И никак ему не освободиться от этого, потому что у него есть замечательная вещь — лобные доли полушарий. Именно потому, что человек умеет думать и рассуждать, он способен зацепиться за все те стрессовые и негативные истории, которые происходили у него в жизни. Именно ум человека помогает ему быть человеком. В том числе, этим он отличается от животных, неразумных и "бездушных" (есть и такая точка зрения). Только пока, почему-то, ум приводит только к проблемам и, как говориться в пословице: "Умный человек выберется из любой ситуации, а мудрый туда не попадёт!"
Наилучший способ избавиться от страха — это встретиться с ним. Тогда он сможет наделить тебя силой, противоядием против самого себя. Когда ты целый, ты не пугаешь сам себя. Если ты разделён, то каждая твоя часть кажется друг другу чужой и незнакомой и может быть даже опасной. Отсюда может быть ощущение дискомфорта, потерянности, чрезмерная привязанность к кому-либо или к чему-либо. Привязанность даёт иллюзию защищённости и безопасности.
"Жизнь продолжает двигаться в тысяче и одной неопределённости. Это её свобода. Не называй её небезопасностью.
Я могу понять, почему ум называет свободу "небезопасностью"… Не доводилось ли тебе провести несколько месяцев или лет в тюрьме? Если ты провёл несколько лет в тюрьме… когда приходит день выйти на свободу, заключённый начинает чувствовать неуверенность в завтрашнем дне. В тюрьме все было определённо; все было мёртвым и рутинным. Его обеспечивали едой, ему предоставляли защиту, он не боялся остаться завтра голодным, остаться без еды — не было ничего подобного, все было определённо. И вот внезапно, через много лет, тюремщик подходит к нему и говорит: "Тебя скоро выпустят". Он дрожит. Снаружи, вне стен тюрьмы, вновь появится небезопасность, вновь ему придётся искать, исследовать, вновь ему придётся жить свободно.
Свобода вызывает страх. Люди говорят о свободе и в то же время боятся ее. Но человек ещё не человек, если он боится свободы. Я даю тебе свободу. Я даю тебе понимание. Я не даю знания. Знание сделало бы тебя уверенным. Если я дам тебе формулировку, готовую формулировку, что есть Бог и Святой Дух, и единородный сын Иисус; есть Ад и Рай, хорошие и плохие поступки; греши, и окажешься в Аду, делай то, что я называю добродетельным, и попадёшь в Рай — всему конец! — ты уверен. Именно поэтому столько людей решило быть христианами, индуистами, мусульманами, джайнами — они не хотят свободы, они хотят застывших формулировок" — Ошо.
Страх мешает объединиться, он усиливает своё действие, когда начинается движение к гармонии и равновесию. Потом — вспышка, некоторая растерянность, потому что от старого мира ничего не остаётся. А в себе новом ты ещё не был, поэтому это тоже страшно. И потому может взыграть старая сильная привычка снова разделить себя на три разных отдельных чужих части — ум, тело, душа. Гармония — когда все три части вместе. При этом каждая из них имеет свою собственную сущность. Они дополняют друг друга, но никогда не сливаются. Целое из трёх частей — больше, чем если бы они действовали также, но по одиночке.
***
Приговор врача.
Врач решил, что пришла пора рассказать больному всю правду.
— Полагаю, что должен сообщить вам: у вас очень серьёзная болезнь и вы вряд ли сможете прожить более двух дней. Возможно, вам нужно уладить кое-какие дела. Хотите ли вы видеть кого-либо?
— Да, — дрожащим голосом ответил пациент.
— Кого же? — спросил врач.
— Другого врача.
***
Мы пытаемся скрыться от боли и страха через разные способы. Забыть, подавить, сломать себя, предать свои чувства через обесценивание, через смех и ещё тысячу ловких ходов. Мы пытаемся скрыться от самих себя. Одна моя пациентка, пережив тяжёлую болезнь, (в течении 8 месяцев она проходила лечение), пыталась скрыть от самой себя все свои грустные и печальные мысли и чувства, все близкие так же пытались делать вид, как будто ничего не было. Муж старался её веселить, когда ей становилось грустно и печально, её отвлекали от "неправильных" мыслей.
Продолжение следует…