Всем привет, друзья!
Поговорим о "болях" терапевта и болях клиента.
Всем практикующим терапевтам, психологам, консультантам, коучам и специалистам и другим известна проблема "невзятия" внутренней ответственности клиента за решение своей задачи, за свой результат.
Даёшь технику, которую необходимо человеку делать самостоятельно, а он её не делает. Говорит — неудобно. Даёшь другую, не делает — времени нет. Терапевт и консультант всегда понимают настоящие причины, почему человек не выполняет задания. Только человек сам себе в этом не признаётся. Он свято хранит свою внутреннюю боль и напряжение — боится расстаться. В итоге, работа предстоит более долгая, чем если бы задания выполнялись. И даже дело не в самих заданиях, а в том, что личность, выполняя их с чувствующим-присутствующим самонаблюдением, осваивает управление своей личностью. Затем наступает фаза рефлексии и обсуждения с тем, кто тебя "ведёт", и и обнаруживается масса возможностей, которые не видны самому человеку. Значит ли это, что человек неумный? Нет. Значит ли это, что некомпетентный — нет? Это значит, что он не подозревает, что его восприятие запрограммировано скрытыми сценариям и полностью или частично ими управляемо, так возникает "узкий" сектор восприятия, автоматические, проактивные реакции, ошибки и искажения восприятия ситуации и отклонение от поставленной цели, а отсюда и разрушение карьеры, семьи, отношений.
Из практики известно: научился управлять собой — сможешь управлять другими. Так вот, управление собой начинается с умения вписываться в учебную рамку заданий. Таким образом, каждый раз, прикладывая усилия к точному (с точки зрения выполняющего) выполнения заданий, которые постепенно усложняются, в сторону творчества и самостоятельного принятия решений, человек накапливает способность держать напряжение неопределённости и создать такой уровень усилий, который оптимален для решения задачи, так развивается Воля и Мудрость.
Ещё боль. Люди изменяют суть домашнего задания. Вот немножко так. Как удобно. Смотришь, а выполнил совершенно не то. Спрашиваешь, может, не понял. Понял. А что же случилось? Человек отвечает, что посчитал, что так будет лучше, поэтому он изменил суть задания. Что ж… лучше, может, и будет для отработки других запросов, но не для этого… Как в такой ситуации быть? И почему она возникает? Вариантов не один. Возможно, клиент слабо отрефлексировал себя и не подумал, какие вопросы могут возникнуть, а когда приступил, возникло то, что не устраивает (глубинных мотивов-то не видно). И это нормально. Здесь важно создать доверительный контакт такой глубины, чтобы силы отталкивания стали меньше сил притягивания, и тогда изменилось что-то. А так, представьте, вам учитель по математике дал задание, а вы самовольно изменили условия, двойка обеспечена. Но самое нехорошее здесь, это избегание (от скрытой неосознаваемой внутренней боли) через рационализацию — через маски и самообман.
Можно посмотреть на это ещё, конечно, с точки зрения проработки собственного эго терапевта, бывает, что консультируемый говорит, что он сам всё знает, и что говорит терапевт, он уже прочитал всё в книжках (убегание через рационализацию), на форумах, и вообще это не помогает (отрицание, обесценивание). Ну в таких случаях, конечно, здорово бы помочь человеку осознать убегания и защиты, если клиент на контакте, и процесс терапии продолжается. Ну, а если нет, то ничего не поделать, говорят, отпустить и ждать, когда консультируемый вернётся, они всегда возвращаются…
А какие боли и печали есть у вас, как консультантов и терапевтов?