Мэри Энсворт (сотрудница института Боулби, английского профессора, который много занимался исследованием вопросов привязанности) — обрела известность одним своим экспериментом.
Подробно его описывать мне лень, долго и там много нюансов, которые вам вряд ли будут интересны… но суть его была в следующем:
В помещение, полное игрушек, заходит мать с маленьким ребенком.
Мать просит ребёнка поиграть, а сама садится на стул в углу.
Появляется незнакомый ребёнку человек.
Он на минутку вступает в контакт с матерью, беседует с ней, и минуту играет с ребёнком.
И мать выходит из комнаты.
В зависимости от реакции ребёнка он пытается успокоить ребёнка и заинтересовать его игрой.
Через 3 минуты мать возвращается, незнакомый человек уходит.
Мать снова в распоряжении ребёнка…
Ну и так далее… нечто похожее происходило несколько раз…
Что исследовалось?
- Как ведёт себя ребёнок при разлуке с матерью?
- Охватывеет ли его стресс и паника, или он ведёт себя спокойно?
- Позволяет ли он незнакомому человеку утешить и отвлечь себя — или нет?
- Как он реагирует на возвращение матери: радостно, спокойно, или отстраняется?
И вот по результатам исследований выделили всего 4 типа привязанности:
- "Прочная привязанность": дети ищут и сохраняют близость с матерью во время или после стрессогенной ситуации. Они выражают горе, когда их оставляют одних, причём очевидно, что это горе вызвано разлукой с матерью. Они по настоящему приветствуют мать по возвращении, причём не просто "вскользь" — а активно стремятся к близости, телесному контакту и утешению… (кстати, теперь я понимаю, почему первое, чем я занимался с первой женой, когда приходил с работы или когда она отуда-то возвращалась… — ну вы догадываетесь…).
- "Амбивалентно-непрочная привязанность": дети хоть и стремятся к контакту с матерью и сохраняют его, но в то же время — противятся контакту и попыткам наладить этот контакт со стороны матери. Они плачут навзрыд и злятся — когда их оставляют наедине с незнакомцем, и когда мать возвращается. Из-за боли расставания они не могут решить — хотят ли они приблизиться к матери или убежать от неё. Ребёнок разочарован в матери за то, что оставила его одного, и хочет защитить себя от дальнейших разочарований. Будучи не в состоянии принять решение — они колеблются между разочарованием и жаждой утешения.
- "Непрочно-избегающая привязанность": дети с этим видом привязанности избегают близости с матерью по возвращении и отвергают её предложения контакта: отворачиваются, отводят взгляд, проходят мимо. Если мать берёт ребёнка на руки — он почти не цепляется за неё и не протестует, когда она его отпускает. Оставленные одни — эти дети не показывают горя, хотя им и не по себе одним. Их действия по отношению к матери и по отношению к незнакомцу практически не различаются. Они решили уйти в себя. Они больше ничего не ждут хорошего от матери. Они отрезали себя от причиняющих боль чувств и поэтому больше не испытывают ни страха, ни гнева, ни горя. (Чем вам не Сверх-Люди?? примечание Сергея. И второе примечание… — вряд ли всё это произошло в ходе эксперимента… раньше, намного раньше).
- Ну и чуть позже обнаружили ещё один вид привязанности: "Дезорганизованная привязанность". У детей с таким типом наблюдается следующее поведение: Бежит к матери, останавливается на полпути, поворачивается вспять, бежит от матери, увеличивает дистанцию. Движения ребёнка могут внезапно оборваться и застыть ("шоковое замораживание"). Такой тип привязанности исследователи объясняют травматичными утратами или травмированием со стороны родителей (телесные наказания и т.д.).
Когда же это всё формируется?
"Уже в возрасте 6–12 месяцев у ребёнка стабилизируются паттерны привязанности и формируется один из вышеперечисленных видов привязанности. Эта классификация применима и к детям 2–4 х лет, просто она по-другому проявляется в поведении: они меньше плачут, когда их оставляют одних, и скорее устанавливают контакт посредством речи, чем телесно.
Длительные разлучения с матерью намного драматичнее воспринимаются малышами до года, чем двухлетними детьми.
На детей, поменявших в течении второго года жизни прочную привязанность на непрочную — скорее всего повлияли семейные обстоятельства.
В зависимости от типа привязанности — у детей формируется потребность в самостоятельности. Прочно привязанный ребёнок — скорее отважится исследовать новые предметы и пойдёт на контакт с другими людьми…
Эти типы привязанности применимы и к отношениям ребёнка с отцом. Ребёнок может развить совершенно разную привязанность с матерью и отцом".
(Я уже неоднократно говорил, что отношения с привязанности матерью — скорее про личные отношения. А с отцом — про профессию, друзей и место в социуме).
Что ж, глядя на эти "типы привязанности" — вы можете посмотреть на свою жизнь, на свои отношения… и сделать некоторый вывод о вашем "типе привязанности".
Потому что в отношениях, разумеется, это всё проявится и отразится…
P.S. Мне тут задали в вопрос, что я мол, не написал, как это у взрослых людей-то проявляется…
А вот так и проявляется… Замените слово "ребёнок" на "взрослый", а слово "мама" на "партнёр" — и станет гораздо яснее.
Ну и ещё один вопрос — а что с этим делать-то?
Ответ прост: хорошая психотерапия.
Ну а лично я для этого метод Расстановки Запроса использую. Весьма эффективно!