Развод родителей переживается детьми так же, как потеря крайне важного, как смерть близкого человека. Казалось бы, родители оба живы, здоровы, но почему так?
Да потому что, попадая в ситуацию развода родителей, ребёнок теряет то ощущение безопасности, которое было сформировано в семье. Разрушается иллюзия безопасности, идеального мира. Мир, который был раньше, уже не тот для ребёнка. Вместе с тем происходит размывание границ: "где я, где не я, где моя семья". И, как в случае смерти, в ситуации развода ребёнок проживает горевание — процесс примирения с утратой того, что было ценным для него — союза мамы и папы как целого.
И проживание горевания при разводе может проходить несколько месяцев, пока психика не готова будет принять эту утрату и смириться с ней. Чем больше в этот период ребёнок будет получать поддержки от взрослых, тем легче и быстрее пройдёт этот процесс.
Какие возможны реакции в процессе горевания? Для каждого возрастного периода они свои.
- Дети от 2 до 4 лет.
Проблемные реакции:
- Проблемы со сном с приступами плача, крика, гнева. Возврат к младенческому поведению — регрессия.
- Проявление агрессивности (дерётся, кусается).
- Возникновение панического страха, когда родителя нет рядом.
- Дети 5–7 лет.
Проблемные реакции:
- Приятные и неприятные фантазии, неуверенность относительно будущего.
- Ощущение ответственности за происходящее; желание наказания (поведением провоцирует, чтобы его наказали).
- Повышенный травматизм.
- Агрессия на родителя, с которым живёт.
- Ночные кошмары.
- Дети 7–10 лет:
- Чувствуют себя обманутым, брошенными тем, кто ушёл.
- Надеется, что снова будут вместе.
- Игнорируют школу, избегают дружбу.
- Жалобы на головные боли, боли в желудке (не отреагированная злость, страхи).
- Проблемы с аппетитом.
- Тревожные сны.
- Частые мочеиспускания.
- Подростки 10 лет и старше:
- Разочарование, обиды.
- Чувство брошенности.
- Манипулирование взрослыми.
- Становятся "идеальными" или уходят во всё рискованное (правонарушения, наркотики и т.д.).
- Игнорирование одного или обоих родителя.
- Чувство неспособности иметь долгосрочные отношения.
Травматичный опыт развода (когда нет поддержки, есть запрет на проживание чувств, отвержение ребёнка и т.д.) откладывает отпечаток на всю жизнь, вплоть до расстройств, сложностей в отношениях и самореализации в будущем.
Но не настолько травматичен сам факт развода, насколько поведение близких в данной ситуации.
Наиболее травматичной будет ситуация, когда ребёнок лишён поддержки со стороны (не той поддержки, когда папа или мама, желающим быть "хорошими", начинают задаривать подарками, покупками, разрешают прогуливать школу и поощряют невыполнение свои, детские обязанности). А той поддержки, когда ребёнок может позволить себе проявлять чувства горевания, обиды, злости, и не бояться, что его отвергнут или обидятся на него.
Травматичной будет ситуация, когда в семье действует запрет на проявление чувств, как собственных, так и чувств ребёнка. Например, многие мамы, дабы не показаться слабой, не позволяют себе прогореваться перед ребёнком. И ребёнок, чувствуя больные, но, видя реакцию мамы, сам не позволяет себе горевать (нельзя). Или мамы запрещают плакать, говоря: "Будь мужчиной", или "ты ведёшь себя, как плакса. Надоела уже".
Когда ребёнок втянут в конфликты между сторонами, когда родители всячески оскорбляют друг друга при ребёнке и чужих или жалуются ребёнку, кокой папа (мама) плохой.
Когда на ребёнка проецируется злость, адресованная партнёру: "ты такой же, как твой отец, бездарь, лодырь", или "это ты виновата, что я всю жизнь", "ты такая же гулящая, как твоя мать". Травматичные является ситуация, когда на ребёнка перекладывается ответственность за свои поступки и постоянный прессинг: "это ты виноват, что мы разошлись", или "ты виновата, что я вышла замуж за твоего отца и прожила с ним всю жизнь, потеряв свою молодость".
Травматичным будет опыт, когда родители отбирают у ребёнка любимое животное или игрушку, подаренные кем-то из родителей ранее, и к которому ребёнок привязался.
Травматичным будет опыт, когда родитель перекладывать функции партнёра на плечи ребёнка: "папа от нас ушёл, теперь ты главный, будешь заботиться обо мне и младших".
И также травматичные для ребёнка будет ощущение собственной ненужности, покинутости, брошенности, одиночества. И эти ощущения подтверждают поведением родителей по отношению к ребёнку.
Какие последствия может нести травматизация: невротические расстройства (энурез, хронические головные и желудочные боли, тики, проблемы со сном, навязчивые движения (расчёсывание до крови кожи, выдёргивание волос и др. соматические симптомы, панические состояния, необоснованные страхи); повышенная агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение, присоединение к неблагонадёжным группам, депрессивные расстройства, потеря интереса к учёбе, снижение успеваемости, уход в мир фантазий от реальности неадекватные поступки.
Как можно помочь ребёнку менее болезненно прожить период развода родителей?
Важно, чтобы рядом был кто-то из взрослых, с кем ребёнок может спокойно поговорить о ситуации. Это может не только мама или папа, это могут быть бабушка, дедушка, тётя, или дядя, или психолог. Тот, кто примет, поймёт и поддержит; тот, кому ребёнок сможет довериться.
Следует ограждать ребёнка от обсуждения взрослых проблем, от вовлечение в споры и конфликты между взрослыми.
Необходимо выделять время на занятие и общение с ребёнком, открыто отвечать на вопросы про то, что происходит в семье.
Избегать осуждения бывшего партнёра при ребёнке, потому что для ребёнка и папа, и мама — родные и близкие оба. Поддерживать двухстороннюю связь.
Открыто говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, поощрять его говорить о своих.
Не разлучать ребёнка с любимыми животными, игрушками, вещами.
Уважать личное пространство ребёнка и его тайны. Принимать его эмоциональные реакции, как способ прожить горевание развода.