"Ну и что, что я и мой муж ругаемся, бранимся между собой и на своих детей? Мы же не бьём их, а воспитываем".
Если с физическим насилием всё понятно, оно причиняет физическую боль, оставляет последствия на теле и карается законом, то с психологическим насилием не так всё ясно.
Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;
- психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребёнка;
- заниженные или завышенные требования к ребёнку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;
- предъявление к ребёнку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;
- угрозы в адрес ребёнка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;
- унижение человеческого достоинства ребёнка;
- обвинение ребёнка в том, в чём он не виноват;
- постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребёнку;
- душевная жестокость;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- запреты чего-либо, оправданные любовью к ребёнку;
- гиперопека и чрезмерная забота о ребёнке со стороны родителей или опекунов;
- однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Вы наверняка узнали в вышесказанном поведение своё или своих близких. Это потому, что волей или неволей мы все сталкиваемся с таким родом насилия.
Замечу, что физическое насилие всегда будет сопровождаться психологическим. Но одно психологическое насилие не менее разрушающе для психики, чем физическое.
В предыдущей части я описывала особенности психологического насилия в отношении детей.
Напомню, психическое насилие — это нарушение психологических границ человека. Это способ подчинения воли другого человека. Бывает осознанным и неосозноваемым.
Эмоциональное насилие характеризуется возникновением эмоциональной напряжённости в отношениях.
Психологическое — приводит к торможению развития способностей и эмоциональной жизни.
Влияние эмоционального насилия на психическое состояние и физическое развитие детей:
- задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребёнка, систематически подвергающегося психическому насилию:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита;
- беспомощность ребёнка;
- абсолютная зависимость ребёнка от взрослых.
Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых — младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Отличие насилия от воспитания
Воспитание: санкции заранее известны. Есть правило, оговорённость. Мера наказания всегда одинаковая. Соответствует возрасту ребёнка, его способностям осознавать свои поступки, особенностям развития.
Насилие — наказание непредсказуемо, не соответствует степени поступка. Не учитываются особенности развития, возраста, способностей ребёнка. Отличие воспитания от насилия в том, что при воспитании санкции заранее известны. Есть правило, оговорённость. Мера наказания всегда одинаковая. Соответствует возрасту ребёнка, его способностям осознавать свои поступки, особенностям развития.
Насилие — наказание непредсказуемо, не соответствует степени проступка. Не учитываются особенности развития, возраста, умственных и физических способностей ребёнка.
Что делать, если вы заметили в своём поведении признаки насилия по отношению к ребёнку?
- Для начала осознать, что ребёнок — не вы и не ваша собственность. Это другой человек со своими границами, как телесными, так психологическими, уважать которые необходимо.
- Помнить, что психика ребёнка гибкая, и пока он ребёнок, и легко может восстанавливаться, поправить можно многое.
- Работать со своими внутренними границами.
- Учиться отслеживать, из каких чувств вы хотите наказать своего ребёнка или подростка.
- Учиться конструктивному взаимодействию с ребёнком.
- Чётко расставлять приоритеты, обозначать границы дозволенного и недозволенного, определять заранее меры наказания, учитывая особенности ребёнка, предупреждать о них.
- Помнить, что если вас так воспитывали, это не значит, что это нормально. И вам дан шанс исправить прошлое, воспитать более здоровую личности и исцелиться самому!