Одним из пунктов моего летнего путешествия по Таиланду стал остров Ко Самуи, на котором находится медитационный центр Дипабаван. Здесь живут буддистские монахи, обучающие всех желающих Випассане — буддистской практике медитации, успокаивающей ум и приводящей человека в состояние полной гармонии.
Простая жизнь монаха
Центр Дипабаван расположен высоко в горах, и дорога сюда ведёт через непролазные джунгли. Нас доставили сюда на джипах и после короткой процедуры регистрации представили монаху Тану Хуберту. Обритый наголо, одетый в шафрановую робу, монах неожиданно заговорил с нами на родном языке. Оказалось, что он — поляк, живший до этого в России. Шесть лет назад Тан Хуберт оставил свой бизнес в Санкт-Петербурге, и уехал в Таиланд, чтобы начать совершенно другую жизнь. В том, что он сделал для себя правильный выбор, мы не сомневались — достаточно было увидеть ясные и счастливые глаза этого человека. Именно благодаря ему в Дипабаване вот уже второй год, ежемесячно, собираются русские группы. Все ретриты проводятся за пожертвования.
Женщины и мужчины живут в отдельных корпусах, в общих комнатах. Здесь каждому выдаётся жёсткая кровать, бамбуковая циновка, одеяло, москитная сетка и деревянная монашеская подушка. Поначалу кажется, что выспаться в таких условиях невозможно, но ежедневный подъем в 4.30 утра быстро делает своё дело. Днём в вашем распоряжении есть ковшик и бодрящая холодная вода в душевых. Еда предлагается два раза в день: завтрак в 7.30 и обед в 11.30. После пяти часов дня участники ретрита могут рассчитывать на кружку горячего какао, кусочек хлеба и банан.
Кстати говоря, в буддистских монастырях или центрах от вас не требуется быть буддистом. Вы можете придерживаться любой религии или философии. Однако все участники должны воздерживаться от воровства, убийства живых существ (в том числе, комаров), принятия спиртных напитков или наркотиков, сексуальной активности и общения. Последнее распространяется также на контакт глазами — каждому из нас положено наблюдать лишь за своим собственным умом, а не за другими. О таких предметах, как мобильные телефоны, ноутбуки, камеры, плееры и даже книги на семь дней ретрита нужно просто забыть. На шаге регистрации они сдаются в сейф центра вместе с другими ценными вещами.
Жизнь — это страдание, но выход есть!
Моя первая ночь в Дипабаване была не из лёгких. Я долго не могла заснуть, прислушиваясь к звукам ночных джунглей и, наконец, обнаружила в своей кровати какое-то животное. Сжимая в одной руке деревянную подушку (для самообороны), фонарик — в другой, я медленно подвинулась к источнику шума и… обнаружила рыжего кота, поедающего здоровенного геккона в моей постели! Кот жадно глотал добычу, почти не прожёвывая ее, оставляя недоеденными некоторые внутренности. Наблюдая эту сцену, я вспомнила о первой благородной истине буддизма. Она говорит о том, что жизнь — есть страдание. Медитация в пять утра под звёздами и пронзительными криками монастырских петухов подтвердила это лишний раз.
Но буддизм не был бы религией, если бы не давал знаний о том, как выйти из круга страданий. И правда заключается в том, что счастливыми или несчастными нас делают не внешние обстоятельства, а состояния нашего собственного ума. Научившись наблюдать их, принимать такими, какие они есть, а затем отпускать, мы обретаем внутренний покой. Однако, понимания этого недостаточно — нужна практика. И поэтому наш ретрит начинается с Анапасати, или наблюдением за собственным дыханием.
Почему в качестве объекта медитации выбрано именно дыхание? Потому что оно нейтрально, постоянно и напрямую связано с жизнью. Научившись наблюдать за своим естественным дыханием, мы учимся концентрации, результатом которой становится тишина ума. За ней следуют чувство восторга и глубокого удовлетворения. Для практики мы идём в большой медитационный холл без окон, хорошо продуваемый ветром, и садимся на мягкие маты для медитаций. В нашем распоряжении маленькие подушки, которые можно использовать для комфортного сидения, например, в позе по-турецки, деревянные скамеечки и даже стулья в конце зала — для тех, кто не может подолгу сидеть с прямой спиной.
Медитация сидя продолжается, в среднем, полчаса. Сначала мы учимся наблюдать своё дыхание на всей его протяжённости, от кончика носа до живота, затем переходим к наблюдению только в одной точке — как правило, это вдохи и выдохи на кончике носа. При этом важно не включать воображение, а ощущать дыхание физически. Заниматься этим на протяжении получаса без того, чтобы ум не убежал в обдумывание прошлого или планы на будущее, суждения и оценки, никак не получается. "Но расстраиваться не стоит", — подбадривает нас Тан Хуберт, — "наши чувства и мысли имеют свою собственную природу. Они приходят и уходят. И отпустить их — значит не отогнать, как назойливого комара, не подавить, а просто принять такими, какие они есть. И снова вернуться к дыханию".
Буддисты говорят, что обычное дыхание у большинства людей не является естественным или нормальным. Его скорее можно назвать грубым или поверхностным, хотя мы этого и не замечаем. Поэтому стоит начинать с сильного, энергичного дыхания, а потом расслабить его до нормального уровня. Таким образом, вы вскоре дойдёте до "золотой середины" или просто умеренного дыхания, которое делает тело естественным и здоровым. С другой стороны, способность удерживать концентрацию на одном объекте даёт возможность преодолевать неприятные состояния ума или эмоции. Причём сразу в тот момент, когда вы начинаете их испытывать.
Путь к счастью лежит через осознанность
Помимо медитации, сидя, мы практиковали йогу и медитацию в ходьбе. Для последней в нашем распоряжении были тенистые дорожки среди тропической растительности и полянка с коротко подстриженной травой. Ходить по ней, осознавая дыхание и каждый свой шаг, оказалось таким удовольствием! Стопы словно оживают, и радость, струящаяся в них, начинает проникать прямо в сердце. Наверное, именно это ощущает ребёнок, делающий свои первые шаги по земле.
Не все в нашей группе, состоящей как из русских, так и иностранцев, прошли ретрит до конца. Ум, очарованный красотами моря, которое хорошо видно с высоты Дипабавана, так и просится убежать из центра и погрузиться в привычную суету. Но для тех из нас, кто прошёл процесс до конца, стало очевидным — можно быть несчастным на лучшем из пляжей и очень счастливым, сидя на полу и наблюдая за своим дыханием.