Психотравма не спрашивает разрешения. Она вторгается в нашу жизнь и берёт бразды правления в свои руки. Её влияние на человека сильнее всего, когда он мал и беззащитен перед лицом насилия.
Точка отсчёта травматичного опыта всегда находится в раннем детстве. Случившись однажды, такой опыт может положить начало долгой истории, в которой нет места радости, жизненной силе, спокойствию, здоровью и любви.
Профессор Франц Рупперт, автор ориентированной на идентичность теории и терапии психотравмы (ОИТП), в рамках своего подхода вводит понятие "травмабиография".
Травмабиография — это история возникновения и развития травматизации человека, начиная с внутриутробного периода.
Такая биография включает в себя четыре основных вида травм, которые следуют друг за другом.
- Травма идентичности. Первичный раскол или расщепление* психики. ЖИТЬ — инстинктивная и естественная потребность человека с самого начала его существования. Если удовлетворение такой потребности нарушено, ребёнок сталкивается с непреодолимой угрозой его жизни и это раскалывает его психику. Боль первичного раскола самая тяжёлая.
* Расщепление психики — биологический механизм, который позволяет человеку пережить травму и выжить в невыносимых условиях. Психика лишается целостности, теряет связь с телом и раскалывается на части. Раскол тормозит процесс взросления, ухудшает здоровье и качество жизни.
- Травма любви. Любовь — основа симбиотической связи между ребёнком и мамой. Человек жизненно нуждается в любви, это его здоровая потребность, и она должна быть удовлетворена. Когда мама сама травмирована, а ребёнок нежеланен, она не в состоянии давать ему ту любовь, которая ему нужна. Ребёнок не в состоянии сформировать прочную связь, необходимую для жизни. Он подвергает себя сомнению: "Нужен ли я? Любят ли меня мама и папа? Замечают ли они меня?". Так, следом за травмой идентичности, практически одновременно, развивается травма любви.
- Травма сексуальности. В отсутствии здорового взаимодействия с матерью, ребёнок не перестаёт нуждаться в эмоциональной связи. Находясь в дефиците любви, безопасности, телесного контакта и доверия, он ищет такой связи в общении с другими людьми. Невыносимая боль от недостатка родительской любви приводит к тому, что ребёнок становится объектом сексуального использования и подвергается насилию, от которого его некому защитить.
- Травма собственной преступности или собственной виновности. Пережитое насилие приводит к тому, что ребёнок постепенно становится агрессором по отношению к другим людям и к самому себе. Так раскручивается динамика жертва-агрессор, которая порождает ещё больше насилия.
Практикуя подход ОИТП Ф.Рупперта, я с искренним любопытством соприкасаюсь с травмабиографиями людей. Я наблюдаю, как и что меняется в моей жизни, когда сам познаю свои травмы, и что меняется в жизни тех, кто приходит ко мне за помощью.
Травмабиография — жизненный опыт человека, который вытеснен, неосознан и зачастую бывает отвергнут. Этот опыт сформировал события прожитых лет. А теперь влияет на настоящее и проектирует будущее. Даже если мы о нём не знаем, не верим и пренебрегаем, он не перестаёт воздействовать на нас.
Травмабиография — это не прошлое. Это то, с чем мы живём "здесь и сейчас", и, если не останавливаем её ход, то с чем шагнëм в будущее. Травма не заканчивается в детстве. Там и тогда она начинается. Психика, подвергшаяся травматизации, продолжает травмироваться и раскалываться постоянно до самой смерти. Знание своей травмабиографии открывает правду о том, кто я есть, что мне пришлось пережить в самые ранние периоды своей жизни. Правда даёт возможность признать свои травмы. А признание травм помогает понять и осознать, как они повлияли на прожитые годы, и остановить их разрушающее воздействие на жизнь и здоровье.
Травма блокирует жизненные силы. Принятие своего травмирующего опыта и проживание боли, которая с ним связана, высвобождает огромное количество энергии. Тогда её получается легко направить на себя и свои желания, а главное — удаётся вернуть авторство над своей жизнью.