При травме у нас формируется три направления отношения к миру по этому событию:
- Об источнике травмы (тот, кто источник насилия, предательства, судьба, бог…) идёт формирование отношения к источнику и к потенциальному источнику, т.е. его аналоги (мама ушла — все женщины такие-то,.. папа бил, гулял — все мужчины такие-то…). И формируется уже определённый шаблон поведения, реакции, стиль общения с такими похожими людьми в похожих ситуациях, которые проходят по ассоциативному ряду.
- Свидетели этого всего (мир свидетелей) — люди, которые были рядом, те, кто могли или должны были помочь родители, которые не знают или не хотят знать, видеть травматичные ситуации, которые происходят с их детьми, на самом деле, в 50% случаев родители не знают об изнасиловании собственных детей. И когда спрашиваешь у детей, почему не рассказали родителям, то два варианта ответа зачастую:
- Меня ещё и виноватой сделают.
- Не хочу маму расстраивать, она не сможет этого пережить.
И начинаем понимать, можно рассчитывать или нет, это опора или не опора, кто у нас выбивает опору и на что опереться.
- Отношение к себе. Формирования мнения, установок о себе: папа ушёл из семьи — я виноват(а), я плохо себя вёл(а), я не заслужил(а) любовь; мама высмеивает при всех твои секреты — я ужасная и отвратительная. Как метафору, можно сравнить с ограблением квартиры. Вот это ощущение, когда в твоём интимном кто-то хозяйничал, осквернил нечто личное, что-то чужое вторглось. Женщины, пережившие насилие, переживают ощущение — "меня нет" и тогда какая я. А это всего лишь квартира, представьте, какое отношение формирует к себе маленький человечек, впервые столкнувшись с травмой!
Основное, что люди выносят из травмы, это ощущения: меня нет, я пустое место, я как ничтожество, я как человек, который может пережить и достичь чего-то. Очень важно, какое о себе впечатление. Какая Я-концепция сформировалась, я виноват, я заслужил, я отвратителен…
Наличие скрытой травмы можно обнаружить по базовому результату, тотальное отсутствие контакта с собой, человек не чествует своё тело, не допускает прикасаться (нелюбовь массажа, прикосновений к голове…), сам от себя закрыт, особенно на телесном уровне, надо искать, где там было физическое или сексуальное насилие, даже если человек не помнит, даже если вытеснил и не придаёт этому значение.
Второй момент — тотальное недоверие к миру. И тут задаём себе вопрос, когда оно родилось?
Одни люди могут проскочить травму, и видно, что при разговоре об этом нет кровоточины, ну, поцарапались, зажило, ну и ладно. У других небольшое происшествие запускает целый жизненный сценарий. И если в первом случае в отношении источника травмы я смог себя защитить, то я-концепция рождается — я сильнее, я способен, я могу. Смог или не смог человек за себя постоять (при высмеивании и унижении достойно ответить, при несправедливом наказании договориться об отмене наказания, родители заступились в школе за ребёнка или вовремя закричать…), тогда это событие будет нести энергию — идентичности, кто я, да, я всё могу!
За счёт чего происходит исцеление старых травм.
У нас был какой-то ресурс, ресурс веры в себя, веры в людей, доверия, ресурс защиты себя, и что-то покусилось на это и разрушило. И эта рана всегда забирает какой-то ресурс. Человек там в травме оставляет некую силу, энергию, часть себя, и за счёт этого происходит раскол, разрыв, нарушение целостности, т.е. я себя какого-то там оставил. И необходимо чувство злости, чтобы забрать оттуда силу. Это нормально — злиться на родителей, это простое право на простое чувство, главное, в конце прийти к чувству благодарности через злость, по-другому травму не вылечить. Ребёнок учится чувствовать, отражать свою любовь к миру и опять чувствовать. Родителям обязательно надо объяснять, что проявление злости ребёнка — это нормально, и надо учиться быть с этим и контейнировать эту злость, т.е. забирать эти эмоции у ребёнка, позволять проявлять их, а не подавлять. И обязательно необходимо вернуться туда, в ту травму, в то воспоминание, т.к. там твоя сила, и забрать свой ресурс (бросила мама; я-концепция — я ненужный, я плохой; там остался нужный и хороший мальчик; нужно пойти через терапию и забрать недостающую часть себя). А очень часто человек отвернулся, не хочет туда смотреть, потому что там страшно и там больно, и пытается исправить что-то здесь. Необходимо вернуться здесь и сейчас туда в воспоминаниях и заступиться на своего внутреннего ребёнка и позволить себе, разрешить разозлиться на маму или папу.