Изначально статья называлась иначе…
Мне хотелось поговорить про вопрос оплаты в терапии. Собственно, эта часть моих размышлений есть в тексте. Но я как обычно ушла от денег, в тему отношений. Поэтому статья получила более широкое название.
Деньги, границы, клиенты
Психотерапия — это больно, дорого и долго.
Обычно до терапии нужно дозреть, как плод зреет на дереве, прежде чем отделиться от него. Нужно мучиться, болеть, пытаться справиться самому, потерпеть в этом фиаско. А затем обращаться за помощью к специалисту по душе, но желательно перед этим сходить к бабке-ведунье.
Зачем клиент идёт к психологу, психотерапевту?
- Как правило, он (клиент) и сам не особо знает, зачем он обращается за помощью к пси-специалисту. Чтобы стало лучше, потому что жить в таком кризисе с собой или в отношениях с другим уже невыносимо. Либо он идёт получить то, сам не знает что, но что-то очень лечебное, этакую "волшебную таблетку". Желательно, от всего сразу. Впрочем, вполне понятное человеческое желание.
- Идёт, чтобы рассказать свою историю, зачастую она мучительна, трагична, неприлична, либо пугающе болезненна. Рассказать кому-то, кто готов послушать, и заодно посмотреть немного со стороны, на то, как я живу, что со мной происходит. К слову, одна из задач терапии, помочь вырастить клиенту, так называемое "наблюдающее Я". Такую часть, которая сможет отстраняться, наблюдать, которая поможет больше понимать мотивы своих поступков и выстаивать в жизненных сложностях. Это долгий процесс, и возможно увидеть свою жизнь со стороны, понять, какие в ней пробелы, и какие сферы нуждаются в помощи, получится не сразу, а через полгода, год или даже больше. Это зависит от того, зачем вы идёте в терапию, у вас срочный вопрос, который нуждается в экстренной помощи, либо вы хотели бы исследовать себя, сделать свою жизнь гармоничнее, жить в комфорте с собой и более экологично строить отношения с миром и окружающими вас людьми. История клиента может привести и к глубокому исследованию себя, и переформулированию ситуации. От "вот у меня это, и я тут ни при чём", к "что я такого делаю/не делаю, что у меня это". Поверхностная терапия, как правило, краткосрочная, остаётся на уровне консультирования, "вам нужно обратить внимание на это…". То есть клиент получает рекомендацию о проблеме. Может быть консультант чуть "копнёт" в сторону рефлексии самого себя. И точка. Остальное психотерапия. Возможно, здесь, в этом месте человеку не актуально меняться больше, либо он не дозрел до более глубоких изменений. Нужно время. Либо оно никогда не наступит, и так бывает тоже.
Про психотерапию есть шутка, что это больно, дорого и долго. В этом есть много правды, и, действительно, не все люди готовы к этому трудному пути. Собственно, и не обязаны. С другой стороны, как-то один известный психотерапевт сказал: "Психотерапия слишком хороша, чтобы доставаться только больным" (тогда психотерапию практиковали только с людьми с серьёзными заболеваниями внутри психиатрических клиник). Так или иначе психотерапия стала доступна всем и относительно здоровым тоже).
- Также клиент идёт, чтобы решить конкретную проблему: ушла жена/муж, проблемы на работе, с ребёнком, мамой, свекровью и т.д.
Иногда терапию сравнивают со стоматологией, зубных врачей также, как и психотерапевтов, боятся. Не имеет разницы, где будет копаться незнакомый вам человек — в вашей душе или рте, одинаково страшно. Мало ли, что у него на уме. И то, и другое, кстати, причиняет боль, ради дальнейшего здоровья и спокойствия. Поэтому вы выбираете, зачастую дотошно собираете информацию о враче, так же и со специалистами по душе. В России всё ещё очень распространены рекомендации, информация передающаяся от человека к человеку обладает какой-то особенной ценностью. Вы выбираете врача или психолога, он вам подходит или нет, это во многом вопрос личных симпатий. Если терапевтический альянс складывается, тогда вы переходите в особое пространство, пространство роста, исследования себя, осознавания того, "Как я живу?", "Что я делаю с собой и другими?", "Что я позволяю делать с самим собой?", "В чём моя точка роста?".
Где я?
Итак, вы в новой местности внутри своей личности. Чары прежних представлений о себе, возможно, здесь тают, и мир полон неизвестности, это, конечно, может пугать. Психолог для вас — ваш сталкер (Тот, кто увлечён поиском и обследованием малоизвестных, нередко опасных для жизни мест, и кто является проводником по таким местам), ваш проводник.
Он здесь так же, как вы, ещё не был. Это разочарует любителей думать, что психологи уже обследовали все заповедные места внутри личностей других людей. Итак, ваш проводник здесь тоже не был, но у него есть опыт путешествий по самым труднопроходимым и сложным для путешествий местностям.
Цена терапии
Конечно, психотерапевт не просто альпинист-экстремал. Он играет огромную роль в поиске ответов на ваши вопросы, во многом за счёт своих знаний.
Не секрет, что пси-специалист очень много учится, грамотным специалистом становятся примерно лет за десять минимум, при регулярном повышении своей квалификации. Развитие — это необходимое условие для определения профессионализма такого специалиста. Помимо базовых, теоретических знаний о закономерностях работы семейной системы, жизненных кризисах, об этапах детского развития, и сложностях в связи с этим, и прочих вещах, как правило, психолог специализируется в одном из пси-подходов (гештальт, психоанализ, телесно-ориентированная терапия и т.д.). Подготовка и сертификация предполагают наличие своей собственной личной терапии (это обязательный пункт). Если этот важный момент в обучении пропущен, то тогда, возможно, и скорее всего, специалист будет переносить свои личные проблемы на своих клиентов или решать их за их же счёт. Обучение — это деньги, причём немалые, большая часть уважаемых специалистов обучается у западных профессионалов, и обучение стоит довольно ощутимо.
Всё это входит в цену терапии, и, конечно, ежегодно она индексируется. В последнее время я всё реже слышу вопрос: "Это платно, ваши услуги?". И всегда неудомеваю, почему это должно быть бесплатно… Моя работа — это огромный труд, непростой, в который я вложила много сил и времени. Возможно, для кого-то мои услуги дороги, и тогда я с удовольствием отправляю к своим более молодым коллегам, которые работают пока за меньшую оплату. Это логично, что специалист с большим опытом берёт большую оплату. Деньги — важная часть отношений, и, возможно, тот, кто не готов получать психологическую (и, скорее всего, любую другую) помощь платно, просто не готов вкладываться в отношения, и отчасти это может быть причиной остальных проблем, с которыми хочется придти к психологу. Оплата — это сложный вопрос, который часто вызывает у психологов дискомфорт, ведь мы же, по сути, "спасатели", которые должны помогать бескорыстно и альтруистично, так, по крайней мере, в ожиданиях многих. Я не думаю, что оплата должна быть жертвой, я знаю случаи, когда люди отказывали себе в отпуске ради посещения раскрученного специалиста. Не думаю, что это полезно. Ведь, как правило, требуется ни одна консультация, хотя бы несколько, чтобы разобраться в том, что происходит. Всегда можно найти себе психолога, психотерапевта "по карману", благо сейчас таких специалистов достаточно много. Важно, чтобы оплата была суммой, которую жалко отдавать, тогда эти деньги будут работать на вас, вы будете ценить встречи и то, что происходит на них для вас. Ощутимая сумма, но не сумма, которая лишает вашу семью или вас каких-то базовых потребностей.
Что происходит внутри кабинета?
Любая работа с клиентом — это эмоциональные отношения. Специалист работает с вами через свои чувства, даже если вы этого пока не видите, не слышите и не ощущаете. Скажу по секрету, этому даже специально учат. Учат развивать чувствительность к тому, с какой сложностью пришёл человек, с какими чувствами он не дружит, каких избегает и блокирует.
Одно из распространённых заблуждений состоит в том, что психолог знает, как "правильно", ох, уж это правильно… Психолог даст мне волшебный совет, и я пойду счастливый, и жизнь заиграет новыми красками, и, желательно, после одной встречи. Всегда говорю одно — сделайте простой подсчёт, сложите то количество лет, которое живёте с проблемами. Сложили? А теперь подумайте, возможно ли это разрешить за одну встречу?
Вернёмся ко столь любимому клиентами понятию "правильно", которое происходит от слова "правила". И они, заметим, у каждого свои. Конечно, есть моральные устои, социальные ограничения и законы той страны, в которой вы проживаете. Но! В целом задача — сформулировать своё собственное "правильно" или вообще переформулировать его на что-то другое (полезно, приятно, комфортно и т.д). Задача специалиста помочь вам в этом, помочь сформулировать то качество жизни, которое необходимо именно вам. Как видите, терапия — это ювелирная работа, не штамповка, как полагают многие. Одна моя клиентка сравнила терапию с выпеканием булочек, ещё одна и ещё. Если уж в этих терминах, то терапия — это кулинарное искусство, где каждый шедевр неповторим, изящен, и на него потрачено огромное количество сил и любви…
Ещё одно заблуждение про пси-специалистов заключается в ожидании, что психолог — огромный всезнающий родитель, который знает, "как надо". И сейчас немедленно начнёт из вас делать нормального человека. Снова вспоминается метафора с булочкой, словно из дефектной сделает из вас пушистую, румяную булку. В терапии есть понятие, которое во многом отличает её от обычного медицинского подхода. Здесь вместо позиции "лечите меня" (я объект для исследований, воздействий), я активный субъект, "я лечусь" (я активно вовлечён в процесс и знаю, что без моих усилий ничего не произойдёт). Даже от гриппа вы будете выздоравливать дольше, если у вас не будет желания, мотивации что-то делать для себя. Здесь та же самая история.
Собственно одна из задач терапии — помочь человеку взять ответственность за свою жизнь. Чтобы изначальный запрос, к примеру, "меня обижают", перешёл в другую плоскость, в которой ответственности за происходящее у самого человека было бы больше. "Что я такого делаю, что меня обижают?", "Возможно, я не умею себя защищать?", "Как я помогаю другим меня обижать".
Терапия — это работа обоих — и клиента, и терапевта. Быстро и легко, к сожалению, не получится. Осознавать себя и мотивы своих поступков зачастую не очень приятно. В точках роста всегда происходит боль, знаете, как у детей боли роста, от того, что тело растёт и растягивается. Порой в терапии происходит точно такой же эффект.
Принимаю людей такими, какие они есть
Мне кажется, что у любого человека, пришедшего в терапию, параллельно с желанием изменений, есть и огромный страх перед ними. Возможно, это детский страх перед авторитетными фигурами и о том, что в моё сознание внесут какие-то изменения. Особенно, если в вашей истории был опыт, когда взрослые слишком много решали за вас, как вам жить. Либо есть стыд, связанный с тем, что терапевт будет осуждать меня, или то, как я живу, мои выборы. Мне придётся вываливать "грязное белье" перед чужим человеком. Есть теория, которая ёмко описывает, каким образом происходят изменения в терапии. Парадоксальная теория А. Бейсера. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является.
Речь о принятии самого себя. Но часто человек, пришедший в терапию, многократно сталкивался с тем, что все, кому не лень, начиная с родителями и заканчивая начальником, хотели видеть в нём кого-то, кем он не является. Вполне логично, что и на терапевта проецируется та же самая роль. У одной моей коллеги статус в социальной сети выглядит так — "принимаю людей такими, какие они есть". Это и есть магия терапии, сначала вас примут таким, какой вы есть, затем и вы научитесь это делать. Мне кажется, что одним из важных критериев профессионализма психотерапевта — это подлинный интерес к людям. Такое, знаете, детское любопытство к тому, как что устроено. Поскольку занимаюсь обучением специалистов по гештальттерапии, считаю это чуть ли ни одним из самых важных критериев для становления профессионала в этой области. Часть людей приходят в терапию без этой важной привычки, потому что в их опыте не было того, чтобы выполнял эту роль. И тогда выборы становятся стереотипными ("как все", "как модно"), а не так, как я хочу. Но как я хочу, я не знаю, потому что я не умею проявлять интерес к себе. Диалога между мной и мной нет. Есть тишина, которую нужно забить через общение, алкоголь, наркотики, любовные связи, зарабатывание денег и т.д. Поэтому интерес другого может обладать целительной силой, может стать пробуждением на пути к диалогу с собой, насыщенному, волнующему и наполняющему. Чтобы не было как в том анекдоте.
Пациент: "Доктор, я разговариваю сам с собой!"
Доктор: "Ну и что такого в этом страшного?"
Пациент: "Доктор, но я такая зануда".