В психологии развития есть область, называемая пре-и перинатальная психология, изучающая человека на ранних этапах развития и то, как потом эти фазы повлияют на его дальнейшую жизнь. Т.е. это наука о психическом развитии ещё не родившегося или только что рождённого младенца.
Наиболее полно и обстоятельно описал состояние ребёнка от зачатия до родов врач и психолог из Америки Станислаф Гроф. Он является одним из основателей трансперсональной психологии, где выделяются четыре периода жизни маленького человечка ещё до родов. Эти фазы сохраняются в подсознании, хотя взрослый человек ничего не помнит об этом.
Гроф назвал их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и описал каждую максимально подробно. А также, как они влияют на жизнь и поведение человека в будущем. Гроф считает, что каждая матрица формирует отношение к миру, к другим людям и, конечно, к себе. То есть те карты и программы, по которым будет строиться сценарий жизни человека.
Вот эти матрицы:
- схватки (матрица 1);
- прохождение по родовым путям (матрица 2);
- сами роды (матрица 3);
- первый контакт с матерью (матрица 4).
Перинатальная матрица, или единение с матерью до начала рождения
Это состояние развития малыша, когда они с мамой находятся в наиболее тесном союзе. Если у матери нет болезней, то у малыша есть все условия для лучшего развития.
- Матрица первая — наивности.
Примерное начало Гроф определил в 22–24 недели после зачатия, когда у плода формируется кора головного мозга. Может быть наличие клеточной и волновой памяти.
Эта матрица даёт возможность человеку к адаптации в окружающем мире. А если при этом дитя желанное и долгожданное, и беременность протекала без проблем, то и базовый потенциал намного выше. Это известно человечеству уже давно, ведь все 9 месяцев беременности для плода — рай. Он постоянно защищён, всегда сыт, ему легко и спокойно, как в невесомости.
Если первая матрица была нормальной, то и впоследствии человек может расслабляться, отдыхать, любить и принимать любовь, хотеть развиваться.
При нежелательном зачатии у человека закладывается программа "опять я не вовремя". Мама и папа сначала думали об аборте — человек всё время будет насторожен: "Если я расслаблюсь — меня уничтожат". Если у мамы сильный токсикоз — в будущем человек, видя счастливых людей, будет думать: "Меня уже тошнит от вашей радости" или "Дети в стране погибают от голода, а вы тут думаете о развитии". Если мать в этот период болела, то потом человек будет думать: "Расслаблюсь — заболею".
Вывод, если человеку трудно расслабиться, то скорее всего были проблемы в первой матрице. Но, как считает Гроф, если в этот период не было сложностей и проблем, то малышу хорошо и уютно, он словно "напивается" мамой не только с физиологической стороны, но и большой любовью. Но рай заканчивается появлением сигнала, что скоро всё изменится — матка начинает сокращаться. А малыш впервые пугается.
- Матрица вторая.
Схватки внутри матки.
Окружение плода нарушается сначала с химической стороны, а потом ещё грубее — начинаются схватки. Малыш не понимает, что происходит, и что случится. Ему больно от схваток, и выйти наружу пока невозможно. Поэтому это становится болью и для матери.
Матрица жертвы
Продолжается до полного раскрытия матки. Малыш сам начинает регулировать своё появление на свет, выбрасывая гормоны в кровь матери через плаценту. Если ему слишком тяжело, то он может притормозить роды, чтобы успеть собраться к новому испытанию. Поэтому стимулировать роды в этот период нежелательно, т.к. нарушается единение матери и плода, у которого при этом формируется матрица жертвы.
Если со стороны мамы есть большой страх родов, то у малыша также определяется матрица жертвы, причём патологическая. Если врачам приходится делать плановое кесарево сечение, эта матрица не формируется. Если операция экстренная, жертва "поселяется" в человеке на всю жизнь.
Когда открывается шейка, и начинаются потуги, матка сжимается и давит на плод с силой около 50 кг. Представьте, что испытывает малыш весом от 2 до 4 кг! Поэтому Гроф и назвал эту матрицу "Жертва", когда давят со всех сторон, когда невыносимо плохо, а выхода нет.
При этом ещё добавляется чувство вины: "Я сделал что-то плохое, и меня выгоняют" (из рая). Его сильно любили, а потом вдруг вытолкали в неизвестность. Человек может остаться до конца дней жертвой, а может начать вырабатывать терпение, настойчивость, умение выживать в любой ситуации и переносить неудобства.
После кесарева сечения (при действии наркоза) у ребёнка впоследствии может не хватать на многое терпения, например, высидеть урок или делать что-то скрупулёзно. А может с трудом перенести неприятность в жизни.
Если кесарево экстренное, человек впоследствии с трудом будет доводить дела до конца. Роды стремительные — проблемы будут решаться быстро, а если не получится, то и всё бросить.
При длительных родах впоследствии у человека прослеживается более сильная роль Жертвы. Он словно притягивает тех людей и те ситуации, когда его давят, прижимают. Но в какой-то мере ему это нравится, и он даже испытывает комфорт. А если роды стимулировали, то устанавливается программа — "пока меня не начнут подталкивать, ничего делать не буду".
Итак, шейка матки ещё не раскрыта — выхода нет, а потуги всё сильнее. Ребёнку всё страшнее и тревожнее за свою жизнь. Гроф даже предполагает, что малыш испытывает настоящий ужас. Кто-то начинает искать выход, чтобы поскорее уйти от этого страшного чувства. Кто-то старается вернуть прежнее состояние счастья и покоя. А кого-то парализует от ужаса, и он не может пошевелиться.
Некоторые психологи видят общее между действиями младенца в этой матрице и тем, как ведёт себя взрослый человек в опасной надвигающейся ситуации.
- Матрица третья — прохождение по родовому каналу.
Начинается вторая стадия родов. Схватки всё сильнее, но шейка матки уже достаточно открыта для прохождения младенца к выходу. И начинается сложная работа проталкивания малыша по родовому каналу. Это борьба младенца с давлением стенок матки и порой с удушьем. Но он знает, что выход есть, и мама тоже стремится скорей его увидеть. Здесь их действия совпадают, чтобы боль скорей прекратилась.
Независимо от того, хочет малыш родиться или остаться в комфорте, сокращения матки выталкивают его наружу. Он испытывает нехватку кислорода и страшное давление, но продвигается вперёд. Гроф в этой ситуации сравнивает малыша с мифическим героем, проходящим по сложному лабиринту. Для ребёнка это будет первый опыт целенаправленного пути — родиться во что бы то ни стало.
Гроф называет это состояние "Матрицей борьбы" или "Путь героя".
Начинается второй период родов, который заканчивается появлением младенца на свет. Если мама ведёт себя правильно, активно помогая своему малышу родиться, то в будущем он будет уверен, что не одинок. И в сложных ситуациях будет вести себя адекватно.
При кесаревом сечении и стремительных родах матрица может и не сформироваться, ведь малыш ничего не делает сам для своего рождения. Появление происходит легко и без усилий с его стороны. Поэтому потом их придётся подталкивать к действиям, если придётся за что-то бороться.
У ребёнка формируется программа "я сделаю, я поборюсь". Нарабатывается внутренняя сила, смелость, целеустремлённость. При избытке матрицы человек всю жизнь с чем-нибудь или с кем-то борется. И даже сами ищут, с кем бы потягаться. А если при родах малыш задыхался, то потом появляется огромное чувство вины, и человек стремится к опасности, словно играя со смертью. Они даже выбирают такие профессии, как пожарные или подводники. Становятся революционерами или занимаются опасными видами спорта.
Если была клиническая смерть, в будущем может сработать суицидальная программа. А если акушерка применяла щипцы, то человек будет нуждаться в помощи, хотя и бояться её, ведь она болезненна.
Если у мамы были разрывы, человек будет опасаться своей силы и винить себя, зная, что если он её применит, то причинит людям боль. Если малыш рождался в ягодичном предлежании, то потом будет стараться делать всё наоборот, иногда сам удивляясь этому.
Это самое первое испытание в жизни ребёнка, которое ему самому пришлось преодолеть или ему помогли. От этого и закладывается установка "я сам" или "помогите мне", когда подросток выходит из семейной "утробы".
- Матрица четвёртая — отделение от матери и новые отношения.
Прохождение по родовому каналу подходит к концу, а с ним и мучительное испытание для мамы и малыша. Это уже третья стадия родов, которая внезапно заканчивается облегчением. Ребёнок делает самостоятельный вдох, и его лёгкие наполняются кислородом. Пуповина обрезается, и физическая нить с матерью исчезает. Малыш начинает существовать самостоятельно.
Новая жизнь уже лучше, но появилось много непонятного и чуждого. Нужды малыша не удовлетворяются мгновенно, нет защиты от разных температур, постоянных шумов, яркого света, прикосновений отовсюду.
Гроф назвал эту матрицу "Матрицей свободы и любви" и определил её период с момента рождения до первой недели или месяца жизни. Формируется отношение к свободе и своим возможностям. Если малыша сразу после рождения разлучат с мамой, то, будучи взрослым, независимость ему будет не желательна, и он будет стараться вернуться в первую матрицу постоянной защищённости.
Чтобы было всё правильно, мама должна прижать к себе малыша сразу после рождения, чтобы он почувствовал всю её любовь, защиту, ласку. Жаль, что в роддомах обычно детей сразу уносят. Поэтому у многих свобода — это холод, голод, одиночество. Хотя в последние годы стали задумываться и не травмировать четвёртую матрицу.
Гроф считает, что любить можно по первой и четвёртой матрице. В первом случае, человек словно помещает вторую половинку в закрытую матку, считая: "Я для тебя всё сделаю, тебе не нужны другие. Мы всё будем делать вместе". Но сами понимаете, что такая любовь недолговечна, и примерно через 9 месяцев человек стремиться вырваться, даже если для него всё закончится плохо.
Во втором случае это свободная любовь, в том смысле, что любишь просто так, не зависимо от того, чем занимается любимый, и даёшь ему свободно себя вести и делать то, что он желает. Для многих такая любовь слишком трудная.
В других ситуациях человек через много лет будет вести себя по-разному. Например, если хотели малыша определённого пола, а родился другого, то возникает травма: "Я не могу оправдать надежды родителей". Эти люди могут даже изменить пол. Если одного из близнецов помещают в кювез, а другой с мамой, то у малыша словно возникает стена между ним и окружающим миром. Ведь ему надо, чтобы кто-то был рядом. У него формируется мысль, что его предали, бросили, оставили одного. А второй малыш винит себя за то, что позволил забрать брата (сестру), что бросил его.
Если мама до этих родов делала аборты, они сохранятся в подсознании малыша, как страх, что могут опять убить. Роды обезболивали, значит, осталась программа, что никто не понимает и не чувствует его боли.
Многие психологи считают, что шок, который испытывает ребёнок при родах, настраивает его психику интенсивно развиваться в первые годы жизни. Ведь за 3 года малыш узнаёт и делает столько, сколько не под силу даже Нобелевскому лауреату. И момент рождения — это самое огромное достижение.
Быстрые роды, преждевременные или кесарево довольно негативно могут сказаться на психике малыша. Но если есть любовь к нему и кормление грудью до года, то всё преодолимо. Негативные матрицы убираются.
С точки зрения духовности
Каждая матрица имеет свою духовную сторону.
- Внутриутробное развитие — единение с космосом.
- Начало родов — словно всеобъемлющее поглощение.
- Сжатие матки и не раскрытие шейки — "я в аду, у меня нет выхода".
- Прохождение через родовые пути — борьба между смертью и вторым рождением.
- Завершение родов — переживание смерти и радость рождения.
В первой матрице формируются все психические и физиологические процессы. Идеальные условия формируют единение с "природой-матерью", ведь она даёт еду, защиту, блаженство. Негативные условия могут проявиться осознанием, что "природа" неприветлива, и другие извращённые восприятия мира, паранойя. Сложная беременность формирует в памяти картинку о "плохом лоне", дрожь и спазмы, отвращение, галлюцинации в виде ужасных демонов.
Вторая матрица проходит быстро, но плод испытывает сильное давление и агрессию. Впоследствии, в памяти будут всплывать ситуации, угрожающие жизни: клаустрофобия, видение конца света, чувство ловушки и безысходности, сильная вина в своей неполноценности, сердечная недостаточность, затруднение дыхания.
Дети, рождённые при операции, не переживают 3 и 4 матрицы, поэтому они не проявляются впоследствии в жизни этих людей. Гроф вводил их в транс, и они рассказывали, что неправильно появлялись на свет. Им не хватает переживания при нормальном рождении. Эти знания дали повод придумать приёмы, чтобы малыш всё же прошёл эти матрицы. Как только он родится, его нужно положить в слегка подогретую воду лицом вниз, чтобы разрыв с мамой не был таким резким. Опытные врачи, зная это, стараются не извлекать малыша при кесаревом сечении слишком быстро.
Знание перинатальных матриц и их роли на дальнейшую жизнь людей даёт понимание, что уже в утробе матери ребёнок живёт психической и духовной жизнью и регистрировать эти процессы. А впоследствии устранить из головы негативные матрицы методами интегральной прикладной психологии. В чём у меня и моих учеников уже наработан достаточно большой практический опыт. И, исходя из опыта, могу сказать однозначно — всё можно исправить. Но это непростой длительный процесс терапии, который стоит того результата, который получится в итоге.