Как создаётся тханка
Раньше созданием буддийских произведений искусства в Тибете занимались исключительно монахи. Они проходили длительный курс обучения в монастырских мастерских. Как правило, работы были анонимными. До наших дней не дошло практически никаких имён художников, даже самых искусных. В текстах упоминается, что хорошим художником был 10-й Кармапа (1604–1674). Почему авторы не оставляли своих имён? Работая над тханкой или скульптурой, художник не считал себя творцом в полном смысле этого слова, ведь он не создавал принципиально новый образ, а действовал в рамках традиции. Задачей художника было как можно более точно передать объект визуализации, соблюсти все детали, так как это связано с качеством медитации. В наши дни научиться писать тханки может и мирянин, но он также должен быть не только художником, но и получить передачу по практикам медитации.
Над крупными произведениями, как правило, трудятся сразу несколько мастеров. Написать тханку от начала до конца может лишь уже достаточно опытный самостоятельный художник. В процессе обучения ученики работают вместе со своим наставником, прорисовывая второстепенные детали изображения. Такой период ученичества может быть довольно длительным.
Здесь мы рассмотрим только техническую сторону процесса создания тханки. И надо также отметить, что речь будет идти преимущественно о старых, традиционных тибетских методах.
Основой для написания тханки обычно служит хлопчатобумажное полотно. В зависимости от размеров изображения, художник может использовать цельный кусок полотна, либо сшивать его из двух и более частей. В последнем случае швы тщательно затираются костяным или агатовым шариком, и после нанесения грунта они уже не заметны.
Встречаются тханки, написанные на шёлке, что является влиянием непальской традиции на тибетское искусство. В этом случае используется иная техника письма, так как на шёлк невозможно наносить несколько слоёв грунта и краски. В этом случае рисунок делается прямо по ткани и наносится один слой краски.
Полотно закрепляется на специальном станке-мольберте, после чего пропитывается специальным клеем. Традиционно в Тибете изготавливался клей двух видов: из ингредиентов растительного или животного происхождения. Выбор клея зависел от того, какой Будда-аспект хотел изобразить художник: мирный или гневный. Для написания мирных форм Будд или Бодхисаттв художник использовал клей, изготовленный исключительно из растительных компонентов. Для гневных форм клей варился из костей и шкур животных.
Затем художник приступает к нанесению грунта. Грунт состоит из клея с добавлением мела или растёртого ракушечника. Наносится он в несколько слоёв. В зависимости от манеры письма, грунт может быть белого, красного или чёрного цвета. Чаще всего используется белый грунт. Для получения грунтовки чёрного цвета к мелу добавляется сажа, красного — киноварь, охра или коралловый порошок. Для того, чтобы уплотнить грунт, сделать полотно гибким, его с обеих сторон полируют агатовым шариком.
Этап подготовки полотна закончен. Далее живописец приступает к рисунку. Как правило, эту работу художнику значительно облегчают прориси, своеобразные трафареты. Это помогает художнику обойтись без сложных расчётов и избежать ошибок в изображении Будда-аспектов. Для изготовления прорисей используется бумага либо плотная ткань. На них пишется или печатается контурный рисунок Будда-аспекта и его прокалывают по контуру иглой. Затем прориси накладывают на полотно, закрепляют и переносят рисунок на ткань, постукивая по контуру мешочком, наполненным охрой или сажей. Таким образом, на полотне будущей тханки остаётся пунктирный отпечаток, который затем обводят угольным штифтом. По-тибетски прориси так и называются tshags-pat — пунктирный отпечаток. Часто на прорисях даются указания по поводу того, какого цвета должен быть тот или иной фрагмент. Названия цветов либо подписываются, либо сами прориси окрашиваются в полтона.
Каждый художник со временем накапливал свою коллекцию прорисей. Большие собрания хранились в монастырях. "Значение их было столь велико, что в прошлом они составляли важную часть военной добычи или являлись объектом длительных дипломатических переговоров".[1]
Пунктирный контур обводится тушью, после чего художник берётся за краски. Тибетские художники использовали как привозные, так и местные красители. Каждый художник должен был уметь самостоятельно изготавливать краски. В их состав входили ингредиенты растительного, минерального и животного происхождения. "Готовя краски, художник тщательно растирал пигмент в небольших плоских фарфоровых или каменных чашечках пестиком с фарфоровым шариком на конце, добиваясь равномерной измельчённости красителя. При этом он должен был знать физико-химические особенности каждого пигмента и помнить, что при чрезмерном растирании тот мог утратить интенсивность цвета. Полученный порошок несколько раз промывали. После окончательной промывки краситель просушивали, помещали в глиняную или фарфоровую чашечку, ставили на огонь очага и, помешивая, добавляли в него тёплый раствор клея".[2]
Краску жёлтого цвета готовили из мышьяка, красного — из кармина, зелёного — из медного купороса. Часто использовали золото. Серебро же практически не применялось, т.к. оно имеет свойство со временем темнеть. Для отпугивания насекомых, которые могли повредить тханку, в состав краски часто добавляли лимонную кислоту или животную желчь. Состав компонентов для приготовления красок определялся не только их физико-химическими свойствами, но и традицией, их символическим значением. Например, одним из символов Будды Шакьямуни являлся сахарный тростник. Поэтому сахарный сироп стал включаться в состав красок для написания его образа. Часто в состав красок включался порошок или сок лекарственных растений, порошок драгоценных и полудрагоценных камней, земля и вода, привезённые паломниками из особых "мест силы", и другие реликвии. С конца XIX века начинается всё более широкое использование синтетических красителей, привозимых из Индии и Китая.
Кисти для живописи изготавливали из меха лисы и колонка. Для прорисовки более тонких деталей служили тончайшие кисти из волосков кончика беличьего или крысиного хвоста.
Цветовая палитра тибетской тханки канонизирована не менее строго, чем её композиционное решение. Цвета тела, одежд, ореолов вокруг головы или сердечного центра — полей силы, будут указывать на качества, присущие изображённому на тханке Будда-аспекту. Символика цвета связана с представлением о пяти Будда-семействах, о пяти видах мудрости. Красный цвет — цвет семейства Будды Опаме (санскр. — Амитабха), синий — Акшобхьи, зелёный — Амогасиддхи, жёлтый — Ратносамбхавы, белый цвет — Будды Вайрочаны.
После выполнения контурного рисунка тушью художник в полтона наносит основные цвета. Далее мастер расставляет акценты, используя более интенсивные оттенки. Затем прописываются мельчайшие детали — черты лица, орнаменты.
Часто на тханке можно увидеть надписи на тибетском языке. Они могут располагаться рядом с изображёнными фигурами, либо вписываться в орнамент. Такие надписи обычно служат для пояснения смысла сюжета, указывают имена изображённых Будд или Учителей. Их может выполнять как сам художник, так и приглашённый специально для этой цели каллиграф. Надписи можно встретить и на оборотной стороне живописного полотна. Там пишут мантры или корневые слоги изображённого на тханке Будда-аспекта. На обороте некоторых ценных тханок можно увидеть знак особого благословения — отпечаток руки ламы.
Само живописное полотно тханки называется "мелонг", что в переводе с тибетского означает зеркало. Очень точное название. Тханка как зеркало отражает просветлённое состояние нашего собственного ума, его абсолютную природу.
Полотно тханки, как правило, вшивается в обрамление из шёлковой ткани. Две узкие полоски ткани красного и жёлтого цветов по периметру тханки служат рамкой, границей изображения. Непосредственно к ним пришивается широкое декоративное обрамление из дорогих сортов шёлка. Оно имеет более вытянутую, по сравнению с мелонгом, форму. Раньше в Тибете дорогие тханки обычно помещали в резные деревянные рамы, украшенные позолотой и инкрустацией. Затем более широкое распространение получила традиция мягкого тканевого обрамления, более практичного и долговечного. Однако на ткани часто стали переносить узоры с деревянных окладов, например, изображения драконов.
В верхней и нижней частях обрамления тханки делаются загибы, в которые вставляются деревянные или металлические штанги. За верхнюю штангу тханку закрепляют в интерьере, нижняя, круглая в сечении штанга, служит отвесом, на неё же скручивают тханку для транспортировки или хранения. К верхней части обрамления пришивается завеса из тонкой ткани, необходимая для защиты лицевой части тханки от копоти масляных светильников или от иных повреждений.
Тибетская буддийская тханка — это явление уникальное и своеобразное, незнакомое для большинства европейцев. Знание её символики может помочь превращению тханки из просто экзотического произведения искусства в зеркало нашего ума.
2007 г.
[1] Сергеева Т.В. Традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока.//Священные образы Тибета. — Самара: Издательский дом "Агни", 2002. — С.10.
[2] Там же. — С.11.