Потребность в движении у детей заложена самой природой. Однако есть дети, у которых эта потребность достигает патологического уровня, и их поведение не может не обращать на себя внимание. Эти дети, как правило, шокируют своим поведением, раздражают, вводят в недоумение, утомляют, причём как сверстников, так и взрослых. Такому ребёнку трудно сидеть на одном месте, он суетлив, много двигается, вертится на месте, чрезмерно говорлив, часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль, ему трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов. Таких детей обычно называют "егоза", "непоседа", "маленький моторчик", "не ребёнок, а вечный двигатель", "шустрик", "живчик" и т.д.
Явление повышенной активности, склонность быстро отвлекаться, постоянно находиться в беспокойном состоянии и неумение длительно концентрировать внимание называют гиперактивностью [1]. Диагноз "гиперактивность" ставит невролог.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у 5–10% всех детей. В большинстве случаев он закладывается ещё до рождения или при рождении, чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Если не заниматься проблемой, то гиперактивность может привести к развитию асоциального поведения.
Добиться исчезновения таких симптомов, как чрезмерная активность, импульсивность и невнимательность практически невозможно. Однако можно научиться продуктивно взаимодействовать с гиперактивным ребенком.
Возрастные особенности проявления гиперактивности
В возрастной группе до 7 лет расстройства поведения в виде гиперактивности с нарушениями внимания сопровождаются задержкой психомоторного развития: отставанием в развитии мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия и т.д. Отмечается лёгкий переход от слёз к смеху. Возрастные интересы, в том числе интеллектуальные (например, к содержанию и иллюстрациям книг), могут быть недостаточно развиты. Наблюдаются нарушения социальных взаимодействий, прежде всего со взрослыми: дети не соблюдают дистанцию, фамильярны, склонны проявлять наглость. Сверстники часто отвергают таких детей из-за их импульсивности и вспышек гнева, неумения придерживаться правил в играх, сеяния раздоров.
В младшем школьном возрасте эти дети часто и легко подвергаются скуке, одновременно демонстрируя дурашливость и шутовство в классе. Они нарушают дисциплину, но при этом отсутствует выраженное асоциальное поведение. Из-за относительной неспособности распознавать последствия своих действий и учиться на ошибках, испытывают раздражение со стороны значимых взрослых. Вследствие этого у них формируется неадекватная, чаще низкая самооценка, а также подверженность сниженному настроению.
В доподростковом и подростковом возрасте в результате враждебного отношения к окружающим, искажённого видения последствий своего поведения, контакты с одноклассниками уменьшаются вплоть до изоляции. Дети перестают посещать школу. Скука и потребность в стимуляции извне может привести к началу употребления психоактивных веществ [2].
Приведём рекомендации для педагогов, работающих с гиперактивными детьми, разработанные Н.Н. Заваденко [3].
Рекомендации педагогам
Адаптируйте учебный план и инструкции:
- Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции. Придавайте инструкциям направляющий характер.
- Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности. Поменьше читайте нотаций.
- Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать и реагировать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах.
- Составляйте учебные планы так, чтобы уроки были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений. Используйте различные формы и приёмы обучения.
- Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
- Применяйте компьютеры в процессе обучения, в том числе для того, чтобы давать ученикам задания, инструкции.
- Дискутируйте, но не подавляйте.
- Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребёнка и его сильными качествами.
- Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий.
- Ставьте гиперактивного ребёнка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником.
- Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
- Структурируйте задания. Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
- Самые сложные предметы должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ученика время. Привлекайте внимание детей к изменениям в расписании занятий. Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании.
- В определённых заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком.
- Поддерживайте постоянные контакты с семьёй ребенка.
- Составляйте ежедневные/еженедельные отчёты об успехах в школе.
- Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью одноклассников.
- Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций.
Для поддержания навыков планирования:
- прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения;
- научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, приёмам пользования специальных ежедневников или органайзеров, записи заданий, напоминаний, конспектов.
Научите приёмам освоения новых навыков и используйте эти приёмы в различных школьных ситуациях.
Для улучшения навыков организации:
- выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле (рюкзаке) ученика;
- выделите время ученикам для систематизации материалов и заданий для домашней работы;
- ограничьте количество используемых тетрадей. Часто бывает лучше пользоваться одной или несколькими тетрадями со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы. Эти тетради или их разделы должны быть чётко подписаны;
- тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности;
- проводите регулярные проверки самостоятельной работы и использования систем организации.
Для улучшения последовательности:
- создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения;
- обеспечьте возможности для самокоррекции;
- допускайте опоздание с завершением работы;
- за частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля:
- заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой;
- демонстрируйте правила;
- делайте подсказки, напоминания по поводу поведения;
- чётко обсудите результаты действий;
- предоставьте ученикам время для снятия напряжения, стресса;
- не запрещайте механическое рисование каракуль и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений;
- используйте активность в качестве награды;
- обеспечьте больше присмотра.
Для улучшения внимания и поддержания его концентрации:
- при проблемах с началом выполнения заданий повторите указания;
- улучшите структурирование задания;
- используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных частей;
- научите ученика навыком выделения ключевых слов;
- суммируйте основную информацию. Делайте визуальные пометки;
- обяжите класс начинать выполнение заданий вместе.
При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:
- стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания;
- разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов;
- сократите все предлагаемые задания;
- позвольте ученикам выбирать задания для выполнения;
- ограничьте время объяснения теоретических материалов;
- чаще обращайтесь к ученикам.
Приёмы улучшения памяти
Для повышения эффективности рабочей памяти:
- концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме;
- запишите всю работу, которую предстоит сделать;
- составьте список всех этапов выполнения для каждого задания;
- пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами;
- развивайте навыки составления заметок — разрешайте ученику для восполнения пропусков обратиться к школьному товарищу или воспользоваться заметками, составленными учителем;
- перечислите все ключевые моменты задания на доске;
- предоставьте написанные инструкции, конспекты, схемы и списки;
- разрешайте ученикам пользоваться компьютером.
Повышение эффективности поиска и извлечения из памяти:
- обучайте учеников методикам запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники);
- применяйте классификацию основных идей и деталей;
- развивайте навыки организации и обработки информации;
- для тренировки памяти периодически проводите викторины.
Итак, мы рассмотрели ряд вопросов, касающихся психологических особенностей общения педагога с гиперактивными детьми, и привели перечень рекомендаций.
В завершении отметим, что оказание помощи гиперактивным детям всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы и специалистов: методы психолого-педагогической коррекции, медикаментозное лечение, а также работу с родителями, воспитателями, школьными педагогами. У ребёнка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Необходимыми условиями для постепенного преодоления трудностей в обучении, поведении и общении ребёнка являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
Список использованной литературы
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: издательство "Академия" — М., 2005. — 189 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. — СПб: Издательство "Речь", 2002. — 136 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. М.: "Сфера", 2009. — 87 с.
[1] Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. — СПб.: Издательство "Речь", 2002. — 136 с.
[2] Сиротюк А.Л. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. М.: "Сфера", 2009.
[3] Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: издательство "Академия" — М., Москва, 2005.