Спортивный психолог Наталья Карлова рассказала о специфике своей профессии, самых частых запросах детей и их родителей, а также о важности работы психолога со спортсменами.
— Как и почему вы выбрали стезю спортивного психолога?
— Почти всегда психологи и тренеры приходят в спорт, потому что они сами (а иногда и кто-то из их семьи) бывшие спортсмены. Они понимают одноприродных им людей. Я бывшая баскетболистка и в своё время закончила Училище олимпийского резерва. У меня со спортом связана большая часть моих интересов, вся моя семья, в этой отрасли у меня много друзей, знакомых. Специальность спортивного психолога я получила позже, когда заинтересовалась психологией раннего развития.
Конечно, в моей профессии так же, как и в спорте, важно образование и постоянное совершенствование. Для меня ярким событием стало обучение по Австрийской программе детской и подростковой психологии, где объяснялось, как использовать метод, центрированный на ребёнке. Очень важным оказался и курс травматерапии, в котором ключевой является работа с детскими и подростковыми травмами развития. Благодаря этому обучению, а также поддержке международного тренера по психологии, заслуженным тренерам России по олимпийским видам спорта, начинающий психолог получает классные, работающие методики по спортивной психологии. Они применимы как для детей и подростков, так и для спортсменов, выступающих на соревнованиях международного уровня.
А когда уже есть рабочая база знаний и накапливается опыт, то эта профессия тебя захватывает! Потом только сильнее хочется работать и далее, осваивать новые методики. Эффективность работы растёт, удовольствие от неё — тоже.
— Может ли со спортсменами работать обычный психолог?
— Думаю, "обычному" психологу понадобилась бы переквалификация. Ведь спортивный психолог знает изначальную структуру спорта. Этот специалист будет держать связь не только со спортсменом, но и с тренером, который разрабатывает план работы для своих подопечных. Если у спортсмена восстановительный период, то это одна история, один тип проблем, если же предстартовый — другая.
Современная психология спорта богата разнообразными специальными методиками, которые могут усилить результативность спортсмена как во время тренировок, так и в соревновательный период. Всё-таки это специфические знания.
— А разве тренер, который столько времени проводит со спортсменами, не может выполнять функцию психолога? Ведь он прекрасно понимает, что происходит с его воспитанниками.
— Да, тренер, несомненно, главный человек. Его авторитет непререкаем. Отношения с ним сложно переоценить. Качество таких отношений очень связано с мотивацией, с поддержкой, и они всегда личные. В спорте говорят, что тренер вкладывает в спортсмена свою душу и воспитывает как своего ребёнка. И переживает за его успехи так же. Тренер передаёт ценные знания из своего спортивного и житейского опыта.
Психолог же — это специалист, с которым не надо быть хорошим, с которым не надо конкурировать или дорожить его мнением. Психолог может научить, например, как выйти из позиции аутсайдера, разобраться, каких сильных противников, каких "авторитетов" и их поведения боится сейчас спортсмен. С другой стороны, спортсмену очень важно осознавать позицию лидерства. Я не имею в виду жёсткую позицию — установку бить всех и идти напролом. Такая установка ущербна. Я имею в виду чувствование и понимание своей силы. Психолог может научить спортсмена пользоваться его сильными и слабыми сторонами.
Психология спорта многогранна. Меня, например, всегда интересовала тема успешности. Её я исследовала несколько лет и могу (успешно!) с ней работать.
В общем, у каждого специалиста свои задачи.
— Чем кардинально отличается спортсмен от не спортсмена (кроме физической подготовки)?
— Спортивные дети очень мотивированные, более структурированные и целеустремлённые. Когда ребёнку есть к чему стремиться, он думает о будущих соревнованиях или играх.
— Можно ли говорить о том, что у спортсменов проблемы отличаются от проблем обычных детей?
— Я в своей практике сталкивалась с самыми разными запросами детей и их родителей. Например, мы решали проблемы, которые касались в основном личных отношений, неуспеваемости в школе, отсутствия внимания на уроках, нежелания ходить в школу.
Если исходить из того, что в юном возрасте подростку очень важно "вписаться" в группу своих сверстников, проявить себя и быть принятым, то у подростков, которые занимаются спортом, на первый план в проблемном поле выходят страхи, неуверенность, заниженная самооценка, давление родителей на детей, желание проявить себя в команде и быть лучшим, желание звездить. "Звёздность" — это неотъемлемая часть личности спортсмена, и эту часть очень важно раскрыть.
— Какие проблемы характерны для спортсменов младшего возраста?
— Для детско-юношеского спорта большой блок работы психолога — это амбиции родителей! Желание родителей, чтобы дети занимались именно выбранным видом спорта, с обязательными победами и отсутствием каких-либо страхов, переживаний и лишних мыслей у ребёнка, что он нехорош, или что ему не нравится!
Иногда дети в детско-юношеском спорте не чувствуют поддержку в команде и не верят в командный дух. Дети не видят игры, ведь они погружаются в свои переживания и замыкаются. Задача психолога — вывести спортсмена из этого состояния.
— А тогда какие проблемы наиболее характерны для спортсменов спорта высших достижений?
— На таких спортсменах лежит большая ответственность, и очень часто они этого не выдерживают, боятся подвести тренера и команду, боятся проиграть. Если до этого они были свидетелями промахов у других спортсменов, то им ещё тяжелей. А ведь им необходимо собраться, войти в контакт с собой, своим телом, со своей силой, показать, на что они способны без поддержки. Зачастую без работы с психологом эти задачи оказываются для них непосильными.
Кроме того, в спорте высших достижений отдельное большое направление — одиночество. Многие спортсмены переехали из другого города, остались без друзей, домашнего уюта и попали в жёсткую ситуацию конкуренции. А ведь это дети, и им нужна поддержка и понимание. При смене команды или города многие спортсмены, которые до этого показывали высокие результаты, не могут в полной мере проявить себя.
— Спорта нет без неудач. Можно ли облегчить ребёнку боль поражения? Как настроить спортсмена на следующее выступление после поражения? Как правильно реагировать родителям, если ребёнок не победил в соревнованиях?
— С неудачами мы работаем через ресурсы и опору на себя. Когда ребёнок проигрывает, он чувствует себя закрытым и одиноким. Многим родителям очень больно принять не само поражение, а именно открытие, что ребёнок развивается медленнее, чем остальные. И в тот момент, когда спортсмену очень нужна поддержка, которую может дать семья, родители уходят в свою боль, закрываясь от ситуации, от ребёнка. А мамы спортсменов должны быть принимающими, спокойными и рассудительными. Есть такое профессиональное выражение: "Достаточно хорошая мама". Это означает: не идеальная, но и не травмирующая. Ребёнку важно понимать, что из-за поражения его мир не рухнул, что от него не отвернулись и что его любят и в случае выигрыша, и в случае проигрыша. Спортсмену важно слышать, что ему всегда помогут начать все сначала. Нельзя обесценивать его работу при любом результате! А работу над ошибками, когда ребёнок восстановится, проведёт тренер.
Успешно справиться с напряжением помогает хобби. Здорово, когда юный спортсмен полностью посвящает своё время спорту, но иногда надо отвлекаться на другие интересные для него увлечения, и тогда результаты в спорте даже улучшатся.
— Как помочь спортсменам перебороть боязнь тренировок после травм?
— Каждая наша мысль — это энергия. Мысль возникла — и сразу делает своё дело! При этом мозг не всегда работает нам во благо. Он нас пугает: из бессознательного всплывают эпизоды, где ты был нехорош, где что-то не получилось, где тебе было больно. Здесь важно успокоить нервную систему спортсмена, "замедлить" его, "забалансировать", направить энергию на развитие и на результат. Есть хорошие техники, которые помогают оптимизировать работу головного мозга и перенаправить нашу энергию нам во благо. Психолог может психологически и физически "поднять" ребёнка на другой уровень, чтобы он вышел из своих тревожных переживаний. Тогда ребёнок, вспоминая свои трудные ситуации, не будет проваливаться в свою боль. Данная тема его больше не будет тревожить. Психика становится крепче — и спортсмен больше выдерживает! Психика детей и подростков очень пластична.
— Говорят, есть мышцы, которые имеют определённое психологическое содержание и которые, если человек пережил психотравму, очень сложно укрепить или нарастить только тренировками. Так ли это?
— Да, это постулирует датское направление работы в психотерапии. В результате стресса мышцы человека могут становиться не только слишком ригидными и зажатыми, но и слишком слабыми и дряблыми. Такая информация нам даёт данные и о ресурсах, и о проблемах спортсмена. Конечно, мы используем её в терапевтической сессии.
Мышцы человека формируются и развиваются в разные возрастные периоды. И каждая мышца имеет определённое психологическое содержание. Работа с высококвалифицированным психологом позволяет обращаться к переживаниям, эмоциям и "шоковым" решениям, которые принимались детьми в стрессовых для них ситуациях и с которыми необходимо расстаться. Психотравма могла быть получена и недавно, и в раннем детстве. К сожалению, она всегда отражается на состоянии мышц. Мы имеем дело с непроработанными переживаниями, когда спортсмен был лишён поддержки, помощи, чувства безопасности, контакта с другим человеком, которые были ему необходимы, чтобы справиться с травмой. В основе нашей работы лежит обучение умению контейнировать (удерживать) свои переживания и управлять своей силой — как на психологическом, так и на мышечном уровне с помощью физических, энергетических и психологических упражнений.
Многим это кажется чудом: после проработанных переживаний мышцы, которые никак не хотели укрепляться, начинают оживать, наращиваться и крепнуть!
— Расскажите об одном из самых значимых своих профессиональных достижений.
— Для меня были значимы все проблемы, которые касаются психологии спорта. Я помню каждого спортсмена, его историю и его достижения. Каждый ребёнок всё переживает по-своему, и каждый для меня очень значим. Работа с любым из них — это про взаимоотношение и доверие между спортсменом и психологом.
К каждой встрече нужно готовиться, во время неё и после анализировать информацию и эмоционально вкладываться. Психолог никогда не останавливается в своём развитии, и каждый раз он работает иначе, лучше, видит запрос спортсмена с другого ракурса.
Сделано очень много, есть чем гордиться, но, надеюсь, самая значимая работа ещё впереди!