Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.
Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.
Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришёлся на 1970-е годы.
Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
Но случалось ли вам застревать в одном из таких эго-состояний или инициировать постоянно одно и то же эго-состояние под действием триггера?
Если мы проанализируем свои коммуникации с другими людьми: родителями, детьми, коллегами, друзьями и др., то обязательно сможем обнаружить себя хотя бы разово в данном треугольнике взаимоотношений.
Важно осознать это, понять свою роль в таких отношениях, понять, что именно вас заставляет вступать в такой треугольник, что провоцирует вас к эмоциональному реагированию и активации сценария, а также, из какого "искажённого" или "скрытого" эго-состояния вы исходите.
Когда данный треугольник имеет место в семейных отношениях, то его нужно прорабатывать, а не просто избегать или убегать от него.
В состоянии проработки хотя бы одним из членов треугольника рост выглядит так.
Изменения внутри треугольника происходят тогда, когда хотя бы 1 из участников трансакции производит следующие действия последовательно:
- Осознаёт себя внутри треугольника.
- Определяет свою роль.
- Определяет эго-состояние, которое активизируется внутри треугольника.
- Определяет триггер, который ведёт к запуску сценария.
- Определяет эмоции, которые зарождаются внутри треугольника.
- Определяет поведенческую модель, активизирующуюся внутри треугольника.
- Определяет вытесняемые состояния.
Конечно, зачастую самостоятельно провести такой самоанализ и в целом осознаться внутри трансакции очень сложно, поэтому требуется помощь психолога.
Но, осознавшись, работа будет протекать очень быстро.
И результаты, трансформации внутри треугольника также не заставят себя ждать.