В современном мире появляются всё новые и новые техники танцевально-двигательной, телесно-ориентированной и дыхательной психотерапии в ответ на запросы повседневности. Ведь в городе человек подвержен давлению огромного потока информации, стрессам.
При этом всё новое — хорошо забытое старое, и то забытое старое, которое помогало тысячелетиями народам крайнего севера справляться с тяжелейшими условиями полярной зимы — тотемический северный танец.
Северный танец — отражение природы и быта тундры и приморья. В движениях танца отражены повадки и звуки животных и рыб, населяющих эти края.
Этот танец знаком народам крайнего севера издревне и помогает телу и сознанию избавиться от напряжения, которое скапливается долгой полярной зимой.
Тотемический танец в сочетании с трансовым горловым дыханием помогает избавиться от обид, комплексов, переживаний. Эта техника помогает "спустить пар" до того, как внутреннее напряжение перерастёт в истерику или болезнь.
Народы крайнего севера знали, что если не очистить вовремя своё тело и сознание от лишнего напряжения перед полугодовой полярной зимой, её можно и не пережить.
Вместе с особыми движениями используется также трансовое горловое дыхание — это особая техника горлохрипения. Оно называется питчъейнъын. Звуки питчъейнъына рождаются не из голосовых связок, а из вестибулярной складки, которая расположена над ними. Вестибулярные складки называются также ложными голосовыми складками, складки преддверия. Ложные голосовые складки приобретают своё значение при выработке ложносвязочного голоса при гортанном пении. Пока младенец не освоил речь, звуки, которые он произносит рождаются с помощью вестибулярной складки. В обыденной повседневности вестибулярные складки у человека теряют свою пластичность, так как специально не тренируются.
Именно эта складка сжимается, когда мы чувствуем обиду.
Если же обиды скапливаются, то складка твердеет, и мы ощущаем всё больше тот самый "ком в горле", оттого у человека постепенно может меняться голос, становится всё менее звучным и плавным, становится скрипучим, пищащим, задавленным. Кроме того, человек становится всё более уязвимым психологически. Горлохрипение помогает размягчить складку, проработать, как сказали бы современные телесно-ориентированных психотерапевты, горловой блок. И энергия начинает течь свободно, высвобождая ресурсы для творческого самовыражения, для спонтанности.
Горлохрипение, которое используется в северном тотемическом танце, также служит профилактикой ЛОР-заболеваний. У северных женщин благодаря танцам почти не бывает гинекологических заболеваний. К тому же, как и любой другой танец, — это способ похудеть и укрепить мышцы: в северном танце напрягается абсолютно всё тело, от мимических мышц лица до кончиков пальцев.
Танцуя, северные женщины входили в изменённое экстатическое состояние сознания, благодаря этому испытывали эффект "перезагрузки", сознание прояснялось от навязчивых мыслей и тягостных дум. Практика северного танца помогала северным народам веками справляться с суровыми условиями жизни в полярных широтах, и техники её не утратили актуальности и сейчас.