Системно-феноменологический подход в расстановках означает, что мы рассматриваем некую ситуацию как систему (семейную, организационную или другую), расставляем её элементы и смотрим, что происходит, какие феномены (явления) проявляются.
Исследование явлений происходит через наблюдение и чувственный опыт, без посредника в виде теоретических конструктов.
В разное время Берт Хеллингер (основоположник метода) пытался вывести некие общие "системные законы", проследить причинно-следственные связи и действовать исходя из них. Но рано или поздно наступал момент, когда становилось ясно, что из правил слишком много исключений. И тогда Б.Х. шёл дальше, отказываясь от выведенных "законов", "правил" и "порядков". Шёл дальше в феноменологию, т.е. в открытость к происходящему в расстановке, внимание к явлениям в их сути (а не к теоретическим построениям).
Из того, что в основе метода расстановки лежит феноменологический подход, вытекает несколько важных практических следствий:
- Необходимость индивидуального рассмотрения ситуации. Абсолютно идентичные, казалось бы, ситуации у двух разных людей, если их расставить, скорее всего, покажут совершенно разную системную динамику. Несводимость бесчисленного множества судеб в несколько (или даже несколько десятков) общих принципов заставляет нас каждый раз начинать расстановку с чистого листа.
- Невозможность теоретически "вычислить" корень проблемы. Провести фактический анализ событий в жизни предков и найти там конкретную причину теперешних трудностей — сомнительная возможность ("Тебе не удаётся выйти замуж, потому что у бабушки было 5 мужей и 10 абортов"). Системные взаимосвязи слишком многочисленны и слишком сложны, чтобы можно было их "просчитать" с помощью нашей человеческой логики. Хочешь узнать что-то? — Надо расставить и посмотреть!
- Опора на происходящее в поле расстановки. Конечно, в тысячах тысяч проведённых по всему миру расстановках замечены некие тенденции. Но нельзя считать их жёсткими закономерностями и ориентироваться на них при работе с конкретным случаем. Тенденция, возможно, даст нам подсказку — куда двигаться. Но это будет всего лишь гипотеза, которую нужно будет проверить — в живой расстановке, происходящей здесь и сейчас.
- Происходящее важнее объяснений, чувства важнее слов. В расстановочной работе важнее понять, что происходит, и как переживается то, что происходит, а не почему это так.
В расстановке мы прикасаемся к очень глубоким вещам. Мы осознаём, что есть нечто большее, что движет судьбами людей. Попытка объяснить происходящее уводит нас от контакта с этим глубоким. Пускаясь в слова, мы теряем ощущения.
Практика показывает, что расстановки типа "Ничего не понимаю, что тут происходило" дают результат не хуже, чем понятные истории типа "Тебе не удаётся выйти замуж, потому что у бабушки было 5 мужей и 10 абортов".