"Не люди создают путешествия — путешествия создают людей". Джон Стейнбек.
"Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть". Гилберт Честертон.
Психологические тренинги — это маленькая жизнь в предлагаемых обстоятельствах. И в этой маленькой лабораторной жизни мы ведём себя, как в обычной (так считается). И благодаря интенсивному общению в обстоятельствах понарошку, в безопасных условиях за несколько часов мы узнаём кое-что о себе, своём стиле бытия и общения.
Путешествие — тот же "тренинг", но безо всяких подушек безопасности — там всё по-настоящему, нет возможности остановить процесс, когда он тебе перестал нравиться, нет тренера, который скажет "стоп" в опасной ситуации. Ты один на один с жизнью, с новыми такими разными и непредсказуемыми людьми, в совершенно незнакомых и неизвестных обстоятельствах. И если ты рассеян или невнимателен, тебе это может дорого обойтись. Но если ты не рискуешь, не расслаблен и не спонтанен, тогда путешествие не в радость, тогда ты не узнаешь того, что не написано в справочниках и не испытаешь наслаждение от познания такого прекрасного и такого загадочного мира, а главное — себя.
Путешествие в Непал и Индию на полгода — не первый мой самостоятельный тур, но за границу в одиночестве я отправилась впервые. И английский мой был слабоват, ниже среднего. Но бывают такие желания, что, кажется, если не сделаю — лопну. Хотя и дома мне хорошо, и работа нравилась (кроме зарплаты — она просто унизительная! У меня в гостях накануне жила школьная учительница из Франции, и её зарплата превышала мою — доцента университета — в 8 раз). У меня не было чёткого плана путешествия — я не планировщик, я люблю спонтанность, люблю растворяться в потоке бытия, следовать своим желаниям и интуиции. Точнее, я много лет жила по планам, как все сотрудники университета, но свободы и лёгкости мне катастрофически не хватало. Учить студентов — интересно, пока сама расту и учусь, но со временем я почувствовала, что "это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причёсана, напудрена и кастрирована!" ("Тот самый Мюнхгаузен"). И, несмотря на моё уважение ко многим специалистам университета, это явно была не моя стая.
Я засматривалась на фильмы о путешественниках, экстремальщиках, могла бросить все дела, чтобы посмотреть о каких-нибудь экзотических ритуалах в упрятанных от посторонних глаз культуре. А однажды вдруг встала в позу Фрекен Бок и сказала: "Всяких жуликов по телевизору показывают! Ну, чем я хуже?" — и купила билет в одну сторону, в Катманду.
Для справки: Катманду — столица маленького государства Непал, к северу от Индии, там родился Будда, в городе Лумбини (во времена рождения принца Сиддхартхи Гаутамы город назывался Капилавасту, и был он столицей маленького индийского государства — тогда Индия была раздроблена на множество мелких государств). Непал является самой высокогорной страной мира. Шесть седьмых территории страны заняты хребтами Гималайской горной системы. В Непале находятся восемь из 14 вершин мира, превышающих 8000 м., среди которых Эверест (8848 м.) — самая высокая гора на Земле.
Отправилась, правда, я не совсем одна, со мной на 2 недели поехал мой драгоценный муж. Он сказал: "Я поеду туда, устрою тебя, увижу, что всё нормально, и спокойно вернусь домой". Ещё он, как классический учёный, заставил меня собрать максимально полную информацию о стране, достопримечательностях, особенностях путешествия в этой части мира и т.д.
Но я же хочу рассказать о моих психологических открытиях — переживаниях в путешествии.
- Переживание 1 — эти сладкие слова "свобода" и "ответственность"!
"Расслабься, дорогой читатель, иди со всеми, позволь всему случаться, позволь жизни быть каплей дождя" (Рамм Дасс). Если нет ожиданий, как всё должно происходить, нет планов, нет боязни кому-то не понравиться, когда целью является сама жизнь, то всё происходящее является свежим, удивительным и радостным, как в детстве.
Например, в Бодхгае, месте просветления Будды, я в первый же день сломала ногу, на лестнице в гостинице. (В Индию я переправилась после 2,5 месяцев путешествия по Непалу). Почему-то все мои новые и старые знакомые бросились мне искренне сочувствовать: "Такое несчастье в путешествии". Я не знаю, кто здесь странный, но я восприняла это как приключение. Благодаря столь необычному опусу, я побыла в индийской больнице. И рекомендую вам ничем не болеть и ничего не ломать в этой стране — не все такие любопытные и бесстрашные, как я. Но благодаря этому обстоятельству я побывала в гостях у индийского доктора, постриглась в парикмахерской. После индийского салона красоты я подравнивала себе маникюрными ножницами волосы перед зеркалом в полутёмной комнате гостиницы около часу. Что тоже весьма меня веселило — ну разве это не забавный опыт?
Благодаря своей пострадавшей лапе, я осталась в Бодх-Гае (месте просветления Будды) на месяц и была приглашена на обед к молодому индийцу низкой касты, покаталась с ним по пересохшему руслу реки. С новым приятелем-литовцем мы объездили на мотоцикле несколько деревень и посмотрели на житие-бытие индийцев. Я своими глазами увидела, как живут 70% населения этой прекрасной страны, поняла, что мы живём очень богато, что у нас возможности Богов, по их меркам. Вот сами посудите: девочки из низкой касты начинают работать в 8 лет, выдают их замуж, зачастую, не дав закончить школу, рожают они по 8–12 детей, и вся жизнь — тяжкий труд без электричества, без водопровода, без бытовых машин.
Итак, продолжаю о своём опыте. Самая экстремальная ситуация случилась со мной в Варанаси: я ожидала опаздывающий на несколько часов поезд на жарком перроне, где негде присесть (сидеть, как индийцы, на асфальте, всё-таки не смогла). Когда поезд прибыл, объявили, что он стоит на другом перроне всего 2 минуты. И я с рюкзаком, с гипсовой ногой, прыгая на одной ножке, "взлетела" на мост, слетела с него, допрыгала до своего вагона и обнаружила, что моё место уже занято (это нормально для Индии). Я не очень обрадовалась своему незваному соседу, но села в свободный уголочек своей полочки и просмотрела кино на своём планшете весь недолгий путь. Предварительно я сфотографировала виды вагона — такого я ещё не видела! Переживания этого приключения: восторг, возбуждение и радость от способности справиться и с этим!
- Переживание 2 — восприятие людей такими, какие они есть — без эгоистических ожиданий, без оценок, слияния и отталкивания, без страха и привязанности.
Моя подготовка к путешествию заключалась и в том, что я искала знакомых или каких-нибудь знакомых знакомых в Непале. И нашла! Бывший томич жил уже 2 года в Катманду и как раз к моему приезду вступал в должность управляющего гостиницей. Списалась я по кауч-сёрфингу и с непальцем — работником министерства энергетики. Пожила у него в четырёхэтажном доме четыре дня и три ночи. И удивительное дело: где бы я ни была, везде я находила и быстро знакомилась с путешественниками, которым интересно общаться с другими странниками. Например, я поехала в Лумбини — сказочный тихий, совсем нетуристический городок, и там я подружилась с итальянцами, они позвали меня в Тансен — нетуристический маленький городок, куда мы и отправилась. На перроне Варанаси (Индия) я, ожидая запоздавший поезд, познакомилась с австрийцами, и мы продолжили путешествие вместе. В гостиничной кухне Катманду я встретилась с вновь прибывшими русскими и, услышав их обсуждения тонкостей предстоящего похода в горы, воскликнула: "Как я вам завидую!" — на что неожиданно было отвечено: "А чему завидовать? Пошли с нами!" И в 6 утра я уже сидела в индийском джипе, с новыми русскими и тибетскими друзьями, слушала испанскую музыку и мчалась по непальским Гималаям.
Для меня было неожиданностью и открытием, что так легко и свободно можно знакомиться со взрослыми людьми, прямо как в детстве в песочнице. Можно вместе переживать красоту гор, лазать по пещерам, болтать о разных вещах, по очереди платить за обед за всех, не считая, кто сколько выложил денег. Я реально почувствовала, что могу ладить с любыми людьми, быть терпеливой и доброжелательной в любых условиях. Возможно, путешественники в большинстве своём таковы — расслабленные, радостные, открытые, любопытные. Вращаясь в университетской среде, я не замечала в себе этих качеств, а напротив, считала себя сложной. Может это, и вправду, была не моя стая?
- Переживание 3 — чудеса бывают.
Я слышала неоднократно, что в Индии все желания сбываются. Я, как человек совершенно реалистичный, слышала в этой фразе просто признание в любви к Индии, и ничего более. Но, страшно признаться, большая часть моих желаний реально исполнялась и в Индии, и в Непале. Стоило мне куда-то захотеть, как тут же появлялись попутчики, возможности, билеты, деньги.
А главное чудо произошло в первый месяц. Я называю это чудом, потому что не могу объяснить иначе своим рациональным умом. Своё первое впечатление от Непала я получила из окна такси, перемещаясь от аэропорта до гостиницы. Знакомясь таким образом с Катманду, я медленно, но верно приходила в ужас: "И я сюда добровольно приехала? Я с чего взяла, что мне сюда надо?" А в растерянность меня приводили категорически разбитые дороги — будто вся тяжёлая артиллерия второй мировой проехала передо мной, взорвав все мины за собой; плотный пыльный смог, лежащие на дорогах коровы, собаки, тут же снующие курицы и мотоциклы. О самих машинах Непала мой учитель высказался ещё в семидесятых годах: "Их уже выпускают старыми". Так вот они до сих пор бегают, и в одной из них я ехала.
Дальше — больше: в первый день мы отправились с мужем в туристический район. Это узкие пыльные улочки с древними строениями семнадцатого-восемнадцатого столетий, куда съехались иностранцы со всего мира разом (как я писала, Непал — это Гималаи, и каждый горный турист мечтает взойти на какую-нибудь вершину Гималайского хребта) и создали тесноту, толкотню… но что характерно, все счастливы и все смеются. Но и это полбеды, самое неприятное — это нищие, очень навязчивые нищие, которые могут идти за вами несколько десятков метров.
И где же тут чудо? А чудо было потом. Через 2 недели после моего прибытия в Непал в монастыре одного из значительных буддийских лам началась пуджа (пуджа — это многодневная медитация). Я присоединилась к этой практике, но полных 5 дней медитации для западного человека — дело весьма сложное, потому я медитировала только по 2–3 часа в день. Выйдя в город после такой "усечённой" пуджи, я с удивлением огладывалась по сторонам: город подмели, помыли, нищих разогнали. Воздух стал чище. Фантастика! Как это возможно? Может, все в горы подались? Вместе с нищими? А машины? Я гуляла по Катманду, оглядывалась, дышала чистым воздухом, искала нищих… Я, конечно, знала, что наши чувства и мысли о мире на 90% зависят исключительно от нашего восприятия, и я наблюдаю в психотерапии эти изменения, но так быстро и сильно… Наверное, всё-таки, пуджи специально устраивают, чтобы провести генеральную уборку в городе, пока все в монастырях прячутся.
- Переживание 4, или судьба открытий.
Вот что странно — трудности, неожиданности и новые задачи в путешествии меня возбуждали, а малейшие неприятности дома вызывали во мне неудовольствие и желание переложить решение проблемы на кого-нибудь (на мужа!). Вернувшись домой, я заметила эти очень скоро возвращающиеся ко мне реакции, и что удивительно — мне удалось создать дистанцию между ними и мной. Появилась самоирония — я стала насмехаться над собой за нотки раздражения и желания поворчать. Я стала задавать себе вопрос в моменты трудных эмоций: "Это важно? Это кому-то полезно?" Почему в путешествии я принимала людей и события такими, какие они есть, а здесь хочу, чтобы все поступали по-моему, и события складывались наилучшим именно для меня образом? Я начала находить вкус в способности справиться со своими чувствами, если всё развивается не так, как я хочу. Если желания не исполняются, то это так же интересно, как если бы они исполнялись. Вы думаете, я плутую? Нет, просто я решила, что моё путешествие не закончилось.