Мне повезло побывать во многих городах нашей страны и мира, но ни один из них не произвёл на меня столь сильное впечатление, как Каир. Помню, я смотрела в окно экскурсионного автобуса, когда ко мне подошёл мой брат и сказал: "Пойдём, я тебе аттракцион покажу". Суть его заключалась в том, чтобы наблюдать происходящее через лобовое стекло. Увиденное повергло меня в шок. Люди метались прямо перед автобусом, практически бросались ему под колёса. Водитель, в свою очередь, и не думал притормаживать. Машины разворачивались посреди дороги, это был настоящий хаос. На вопрос о том, почему в таком огромном, густонаселённом городе нет ни светофоров, ни автомобильной страховки (при таком-то стиле вождения!) гид, ухмыльнувшись, ответил: "Это бессмысленно — на всё воля Аллаха".
Я помню, что около трёх лет назад информация о карме стала для меня огромной радостью и, что особенно важно, принесла облегчение. Теперь же наблюдать людей, убеждённых в том, что их жизнь никак не зависит от них самих, для меня жутковато.
Некоторое время назад я стала задумываться о том, почему полмира практически единогласно объявили индийскую мифологию священной. Почему не греческую? Справедливости ради стоит сказать, что русские сказки с их фантастическими метафорами, так же вполне могут претендовать на звание первоисточников. Мне очень нравятся образы Дурги и Шивы, но раз уж на то пошло, то я бы предпочла поставить на алтарь Царевну-лягушку и её, с позволения сказать, аватар — Василису Премудрую. Однако выбор мира пал на литературные произведения Индии.
Слушая и читая о карме, я составила для себя определённое представление о том, как это работает. Неприятные события в жизни — это вроде как наказание за прошлые ошибки. Благоприятные, в свою очередь — результат накопления благочестивой кармы, эдакое поощрение. У меня сразу возникает ассоциация с семьёй, в которой ребёнка воспитывают по методу "кнута и пряника". Малыш недавно пришёл в этот мир, с его законами пока на вы. Единственным способом выучить их для него является понимание некой системы, царящей в его семье: разбил вазу — мама поругала. Ага, понял, так делать не стоит. Пятёрку получил — мама похвалила. Отлично, это стоит делать почаще. С ребёнком всё понятно, а вполне себе зрелые йоги тут при чём?
Такие же ассоциации у меня вызывают рассуждения об уровне духовного развития того или иного человека, а так же обязательные прогнозы вроде: "Вы Рамаяну читали? Нет? Ну что ж, вам ещё изучать и изучать". Помните в школе: "Тю, да вы чё ещё только сложение прошли? Мы уже давно в столбик умножаем!"
Мне видится, что покидая родительский дом, человек начинает составлять свою субъективную картину мира, которая время от времени пересматривается или вовсе рушится для того, чтобы быть отстроенной заново. Меняется опыт — меняется восприятие мира. С чем же связано прямо-таки остервенелое рвение объяснить всё на свете универсальным способом, сгребая всех под одну гребёнку? Самое парадоксальное, на мой взгляд, то, что именно принадлежность к единому восприятию мира в йогических кругах часто обзывается свободой или движением к ней. Послушайте, но это же оксюморон чистой воды.
Недавно я прочла у Ирвина Ялома следующее: "Свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию. <…> Каждый из нас является автором своего жизненного замысла. Мы — существа, созданные по своему собственному проекту". Это навело меня на размышления о реинкарнации. Ещё год назад у меня вызывали уважение заявления известных опытных йогов о том, что им ещё много жизней над собой работать. "Ну, надо же, — думала я, — они такие праведные, но и не думают объявлять себя святыми и прогнозировать своё скорое освобождение из колеса сансары". Сейчас подобные лозунги выглядят для меня совершенно иначе.
Если задуматься, то насколько легче и беззаботней жить, зная, что у тебя ещё пара десятков воплощений впереди! Столько ещё можно исправить, а сколько натворить — красота. Опять же приятно, обнаруживая кармические отработки, вздохнуть тяжело для видимости, а про себя с облегчением подумать: "Ох, и набедокурил я там где-то когда-то. Ох, и глупец я был". Есть ощущение, что это как будто про кого-то другого? Мне так и просится вольная интерпретация: "Дурачок какой-то мне проблем насоздал, ну что уж там, я мудрый и просветлённый всё исправлю. Да и столько жизней ещё впереди". Прям дохнуло святостью. И лёгкостью отсутствия всякой ответственности. Наверняка, приятно так думать. Лично мне, что уж теперь стесняться, было приятно.
Работа над собой "по карме", как я понимаю, заключается в принятии, а также в бесконечном преодолении себя. Не чувствуй то, что ты чувствуешь — контролируй этих разбегающихся лошадей. Не думай свои мысли — освободи от них сознание. В сумме выходит — не будь тем, кто ты есть на самом деле. Получается такое изощрённое, а вместе с тем, извращённое самобичевание. Представляете, мне недавно процитировали одного довольно известного в России духовного учителя, так вот он сказал: "Через боль в асане мы отрабатываем свою карму". Тьфу ты! Зачем, не пойму я, асаны? Отрубать себе в день по фаланге пальца, а там, глядишь, и освобождение нагрянет.
Часто можно слышать о том, что какой-нибудь без пяти минут святой "упал". Можно наблюдать ярко выраженную агрессию на лицах и в постах некоторых именитых йогов. Насколько я помню, это объясняется каким-то бурным наступлением проверок свыше по случаю достижения супер духовного уровня. А мне кажется, что если десять-двадцать лет подряд контролировать, то есть всячески наказывать себя за собственные же чувства, то можно и до физического проявления агрессии дойти. И такое поведение хоть и является категорически неведическим, зато отдалённо напоминает человеческое, хоть и не в лучшем виде.
Но давайте пофантазируем. Представим, что у нас всего одна жизнь, и Ирвин Ялом прав — мы сами творим её, как хотим. Ответственность чувствуете? Я чувствую. Первое время, ловя себя на подобной мысли, я впадала в панику. Мир-то переворачивается: сразу выясняется, что причиной неприятных событий послужили действия не какой-то там меня, которую я теперь знать не знаю, много жизней назад, а вполне реальной меня и, скорее всего, недавно. А это означает, что можно задуматься и обнаружить собственные ошибки. Только давайте договоримся под ошибками понимать не недостаточную любовь ко всему живому и не закрытую анахату, а вполне конкретные действия: тут себя обманула, тут испугалась, тут поспешила и т.д. А дальше хуже. С кармой-то хорошо было: осознал, что она плохая, теперь принимай. И страшно, и строго, и, что самое главное, абстрактно. А вот с приходом ответственности за собственную жизнь всё не так-то просто: осознала — молодец, теперь пора подумать, как всё это дело в себе трансформировать. И вот здесь, предполагается, что на смену всеисцеляющему принятию приходят конкретные действия.
В защиту отказа от перекладывания ответственности за свою жизнь на карму и высшие силы хочу сказать, что такая работа над собой… Я уж и не знаю, как её назвать, чтобы она с ведами ассоциироваться перестала! Ну, пусть будет работа над собой по существу. Так вот для меня она стала приключением. Она далеко не всегда проста и приятна. Признаюсь, я и сейчас порой печально вспоминаю любимое кармическое учение, где всего-то и надо было, что принимать и преодолевать. Но плоды того стоят!
Напоследок хочу сказать, что мне нравится идея реинкарнации. Я вот только очень против того, чтобы вокруг неё вертелась вся моя жизнь. Собственно именно поэтому я предпочитаю оставлять этот вопрос для себя открытым — как для исследования, так и для пересмотра.