Нейропсихологические игры для детей входят в комплекс обязательных коррекционных упражнений, если у ребёнка наблюдаются определённые дисфункции развития центральной нервной системы.
В этой статье мы рассмотрим простые и эффективные коррекционные методики, которые являются наиболее популярными как у специалистов, так и у самих детей.
Как понять, что есть проблемы
Нейропсихология — это одно из направлений медицины, которое изучает работу мозговых структур и то, как они связаны с различными психическими процессами в головном мозге.
Нейропсихологи занимаются тем, что выявляют, какие системы работают нормально, а какие — аномально, и подбирают пациентам такую методику, которая позволит гармонично развить оба полушария.
К специалистам могут обращаться со следующими жалобами:
- Гиперактивность ребёнка, его неспособность "слышать" взрослых, отсутствие реакции на замечания либо же — чрезмерная медлительность и пассивность;
- Ребёнок не может или с трудом осваивает школьную программу, с трудом может сосредоточиться, тратит на выполнение домашних заданий слишком много времени;
- Ребёнок эмоционально нестабилен, у него резко меняется настроение;
- Не может запомнить стороны, сезоны, жалуется на плохую память;
- Наблюдается плохая пространственная ориентация, плохая скоординированность движений;
- Страдает от навязчивых движений (постоянно трогает волосы, грызёт карандаши, ногти, чешется и т.п.);
- Имеются жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться и пр.
Зачастую родители не замечают имеющихся проблем, предполагая, что трудности с освоением предметов связаны с нежеланием учиться. Однако не стоит забывать, что проблемы в поведении и учёбе могут возникать не по вине ребёнка, а по ряду других причин. Когда у родителей возникают сомнения в том, что ребёнок развивается соответственно возрасту — необходимо сразу же обратиться к специалисту, пройти диагностику и приступать к плану коррекции. Нейропсихологические игры позволяют развить концентрацию и внимание, учат координировать свои движения, развивают память, мелкую моторику и включают в работу оба полушария, что позволяет развивать их одновременно.
Нейропсихологические игры
- Весёлый мячик — это простая игра с любым набором движений. Ребёнок может подкидывать и перебрасывать мяч, кидать его в кольцо, пять и катать.
- Балансир — игра с использованием специального тренажёра. Малыш должен удерживаться на доске при помощи взрослых, а по мере взросления — учиться делать это самостоятельно. Во время игры можно включать музыку, разговаривать, заучивать стишки.
- Полоса препятствий — это полностью придуманное родителями испытание. Для игры можно использовать подручные предметы: стулья, подушки, различные игрушки.
- Пальчиковая гимнастика подходит детям, у которых имеются проблемы с речью, поскольку при данной патологии плохо развита мелкая моторика рук. Родители могут использовать различные методы, заниматься с ребёнком самостоятельно или по обучающим видео.
- Су-Джок представляет собой рельефные колючие мячи, внутри которых расположены металлические колечки. Купить их можно в специальном магазине или ортопедическом салоне. Польза игры с мячом в том, что в это время происходит воздействие на различные биологические точки, которые находятся на ладонях ребёнка. Заменить такой мяч можно рельефными подручными средствами — шишками, каштанами, орехами, резиновыми колючими мячиками и пр.
- Дыхательная гимнастика — популярное упражнение, которое относится к коррекционным, поскольку позволяет повысить тонус мозговой деятельности, а также скорректировать произношение звуков. Ребёнок может самостоятельно выбрать задание: будет ли он выдувать мыльные пузыри, задувать свечи, сдувать предметы со стола, играть струёй воздуха с бумажным листом и пр.
- Тоннель — игра, которую можно легко устроить дома. Достаточно взять несколько стульев или протянуть верёвку по комнате таким образом, чтобы ребёнок мог под ней проползти.
- Рисование для развития слаженности полушарий. Зачастую дети, чьи полушария мозга не работают согласованно, жалуются на сложность обучения, поскольку функции обмена информацией между мозгом нарушены. Однако эти связи можно укрепить — в этом поможет одновременное рисование обеими руками.
- Комплекс кинезиологических упражнений поможет взбодрить ребёнка, поднять тонус и действительно "поработать" мозгами.
Игра "Кулак-ладонь" заключается в том, что ребёнок кладёт обе руки на стол. Одна сжата в кулак, вторая лежит расслабленно. Задача малыша — попеременно менять положение рук, постепенно ускоряясь. "Ухо-нос" — игра, где ребёнок одной рукой берётся за ухо, другой — за нос, и меняет руки. "Заяц-класс" — игра, где одной рукой ребёнок показывает "лайк", другой — зайчика. Затем положение рук меняется, постепенно ускоряясь. Все вышеперечисленные игры направлены на то, чтобы родители и ребёнок могли заниматься коррекционной деятельностью у себя дома. Эти упражнения развивают работу мозговых полушарий, снижают риски возникновения нейропсихологических дисфункций и в принципе позволяют укрепить отношения между членами семьи. Нейропсихологические игры для детей — это не универсальная "таблетка" от каких-либо проблем. В первую очередь родители должны посетить специалиста и привести ребёнка на диагностику, а уже сам врач должен решить, какие упражнения полезны для ребёнка, а какие — нет.