Манипуляция — один из способов управления человеком или акт влияния с целью изменения его поведения.
Часто манипуляции строятся на чувстве вины, чувстве жалости, на любви, страхе, неуверенности в себе. Этим очень здорово умеют пользоваться дети. Прежде чем разобрать сами манипуляции, необходимо уточнить, в каких отношениях они наиболее возможны.
Типы отношений между родителями и детьми можно разделить на четыре категории:
- Win-Los. Родитель — лидер, ребёнок подчинённый (манипулируют родители).
- Los-Win. Ребёнок — лидер, родитель подчинённый (манипулируют дети).
- Win-Win. Гармоничные отношения (дружественная атмосфера).
- Los-Los — в этих отношениях обе стороны проигравшие. Всем всё равно.
Далее подробно.
Win-Los (переводится: выиграл-проиграл) — эт, когда родитель не хочет даже слушать ребёнка. Ему всё равно, что киндер думает. В этих отношениях существует только отцовское (материнское) мнение, другие все неправильные.
Los-Win (переводится: проиграл-выиграл) — это когда родитель так порабощён ребёнком и выполняет его прихоти, что превращается в жертву. Некая жертвенная любовь в ущерб себе.
Win-Win (переводится: выиграл-выиграл) — это когда нет проигравших. Здесь выигрывают обе стороны. Это отношения нового формата, когда родители уважают, поддерживают, понимают и принимают интересы, убеждения и ценности киндера. Выигрывая, родитель учитывает выигрыш ребенка.
Los-Los (переводится: проиграл-проиграл) — в этих отношениях обе стороны проигравшие.
Итак, вернёмся к манипуляциям киндеров родителями. В классификации обнаруживается, что манипуляции детей проявляют себя более глобально в отношениях Los-Win.
Способы детских манипуляций и выход из ситуации:
- Истерики, слёзы, вымогание:
Решение: Очень важным моментом является уверенность в своей правоте и силах. Нельзя изменять своих требований и решений. Важно до конца стоять на своём. Ребёнок будет пытаться нажать на разные точки. Задача родителя — распознать их.
Если манипуляция не сработала, ребёнок приступит к следующей стадии.
- Злость, агрессия, делает, что-то назло, наперекор:
Решение: не вступать в длительные дискуссии, не отвечать на агрессию зеркально.
Далее я предложу вам замечательную технику НЛП, которая поможет решить проблему. Работает она по логическим уровням Роберта Дилтса. Выстраиваем фразы именно в этом порядке.
- Говорим о любви,
- Критикуем поведение,
- Хвалим его способности в контексте ситуации,
- Выявляем ценности,
- Определяем его роль,
- Проверяем экологию (как он поступит дальше).
Пример ситуации: Ребёнок не хочет делать домашнее задание.
- Илья, я тебя очень люблю (обнимаем ребёнка искренне) даже сейчас.
- Поведение твоё, конечно, сейчас со стороны выглядит очень плохо.
- Хотя ты способный парень и можешь всё делать быстро и качественно.
- Ведь для тебя важен твой успех в учёбе, хорошие оценки, и самое главное — результат и победа. Пусть она маленькая, но победа.
- Ты же победитель.
- Илья, ты сможешь сделать уроки за час? Как ты думаешь, сколько тебе на это понадобится времени?
P.S. Удачи вам во взаимопонимании со своими близкими!!!