Очень часто я слышу вопрос от клиента: "А что вы будете делать на консультации?" Этот вопрос, конечно, связан с детским "А больно не будет?" и другим опытом посещения психолога или психотерапевта. Здесь же негласный вопрос о том, что психолог может посчитать клиента психом (ибо клиент не знает разницы между функциональными обязанностями специалистов помогающих профессий), и страх потерять самомнение, если психолог вдруг скажет то, что очень не приятно слышать. На правду обижаются, при этом очень не любят, когда обманывают. Парадокс российского менталитета.
А, правда, зачем психологу столько знаний, чтобы помогать? И что является помощью? Какие измеримые показатели станут описанием результата? Эмоции и настроение в расчёт не входят, потому что эмоции — результат мышления, результат оценки того, на что адаптируется клиент.
Клиенту проводится диагностика, по которой с точностью до 98% можно сказать, какие проблемы у него в отношениях с близкими, в отношениях с коллегами, в отношениях с самим собой. По результатам диагностики можно прогнозировать, на что клиент способен в ситуациях, когда он устал, когда он выспался, надолго ли хватит его хорошего настроения, и как долго он будет отыгрывать своё плохое. Будет винить самого себя или будет винить людей (даже давно умерших) и каким образом будет относиться к труду.
Описать будущее клиента легко, если мы видим результат диагностики, а значит, мы выбираем, на что можно воздействовать в первую очередь, чтобы остальные уровни жизни изменились.
Сейчас я предлагаю вам практическую виньетку (картинка).
Клиентка обратилась с жалобами на то, что её сын не хочет делать уроки, всё время "бесится", если его о чём-то попросить, начинает истошно плакать и кричать, что не хочет ничего делать. Запрос: сделайте так, чтоб он стал учиться, нарастить мотивацию.
Но почему же мама так желает, чтобы ребёнок вырос, чтобы он стал вести себя как взрослый, выполнял требования, как только ему их озвучили, не проявлял эмоции и тихонько бы сидел учился?
Это немного истории.
А теперь виньетка:
Какой тип патопсихологического симптомокомплекса у индивида?
Поместите этого индивида в социум и скажите, как он будет строить отношения в браке, с ребёнком (мальчик 9 лет), на работе (работает учителем в школе).
Каким будет питание этого индивида? Как он реагирует на физическую работу (дача)?
Будет ли принимать алкоголь для того, чтоб "расслабиться", и как поменяется поведение при алкогольном опьянении?
Как будет проявлять любовь, заботу, нежность?
Как воспринимают этого индивида другие люди?
Какие жалобы принесёт клиент с такими показателями?
Подумайте, если это женщина, и если это мужчина.
Психические защиты: регресс, расщепление, обесценивание, реактивное образование (одновременно любит и хочет убить), отыгрывание во вне, изоляция.
Психика. Психические процессы и состояния:
- гипермнезия;
- нарушение избирательности внимания, придумывает слова, которых нет в тексте;
- слышит речь, но понимает слова со второго раза после того, как сам себе произнесёт, или требует повторить и злится, что не понимает;
- на громкую речь перестаёт понимать значение слов, реагирует негативными эмоциями, дезориентацией;
- мышление: скольжение по уровням обобщения, часто функциональный и выражен конкретный уровни;
- воля слабая, избирательна на развлечения. Псевдоистощение (пресыщение).
Поведение во время исследования не стабильное: не может спокойно сидеть, чешется, трогает лоб и виски, ёрзает, отвлекается. Скорость психомоторного темпа не равномерная, часто снижена. Комментирует свои же ответы со смехом, за что становится не удобно, сникает, заворачивает рукава кофты на кисти рук.
Тело. Нарушения в электрической активности лобно-височных долей головного мозга (области эмоций, слуха, логики, причинно-следственных связей), которые запускаются от слишком яркого света и громких звуков. Ожирение 3 степени (инсулинорезистентность из-за хронического панкреатита).
Профессионал ответит на все вопросы и точно определит настоящий запрос клиентки.
Почему клиентка просит психолога исправить сына? Что в её психических процессах, и как это влияет на отношения в ближнем и дистантном окружениях?
Каких людей будет ценить клиентка и каких будет осуждать и избегать?
Помогает ли клиентке отдых? Какой отдых она будет предпочитать и при этом от него же и страдать?
Как вы думаете, на какую мишень необходимо повлиять в первую очередь, чтобы у клиентки жизнь изменилась к лучшему? А если она будет заниматься только тем, чтобы изменить сына, то чем закончится её нарушение?
Чем может помочь семья этой клиентке?
Какое в этой семье согласованное семейное страдание, и какая будет у этой семьи общая цель на сегодняшний день? А если мы, психологи, поможем этой семье, то что изменится?
Какое направление психотерапии будет эффективным для данной клиентки? Почему? Какими инструментами и за какой срок? Почему?
Какие показатели будем считать за успешность работы? Чем будет заниматься психолог с данной клиенткой (лечение, реабилитация, социализация, доращивание или перевоспитание)? Почему?
С уровня метапозиции клиентка способна увидеть свои модели адаптации, и в чём их смысл?
Психология — очень интересная наука! Но, чтобы приступить к воздействию или цепляться за жалобу и делать из неё запрос, нужно всё-таки качественно разобраться в процессах, которые лежат в основе. И, заметьте, прошлое клиента — это только привычка реагировать. Старое поведение успешно реализованное в прошлом, клиент начинает повторять в каждом своём сейчас, потому что не желает думать в этом сейчас. Все привычные способы реагирования будут использованы, а что дальше? Дальше патологические способы адаптации в виде личностных нарушений.
Конечно, это камушек в огород психолога, который вместо того, чтобы качественно разобраться, что с клиенткой, приступил к терапии ребёнка, в результате, повысив у матери планку ожидания от ребёнка (ведь она в ребёнка столько денег вложила, чтоб он изменился, а он не меняется, поэтому надо его наказывать чаще и страдать больше всей семье).
Драгоценные мои коллеги! Когда же мы начнём работать, а не развлекать терапией и обещать, что за одну-две встречи волшебными способами изменится жизнь клиента?
А если дать клиентке метафорические карты, у неё всё исцелится? А если мы будем предлагать ей путешествия по прошлым жизням, у неё всё изменится в этой жизни? Красивый способ невротической защиты — обвинить нечто отщеплённое от своего Я, которое находится в других людях, в прошлом, в мультиках о том, что это не клиент, а его прошлая жизнь. Это работа с клиентом?
Ваши фантазии по виньетке, ответы на вопросы пишите!