Цели и задачи процессуальной арт-терапевтической работы
Практически любая арт-терапевтическая работа — является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как изображаются ребёнком — предметы и люди, естественно в соответствии со своими возрастными представлениями. Несвойственная ребёнку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний, страхов различной этимологии — подобно эмоциональному тормозу, препятствующему раскрытию всей гаммы возможностей, заложенных природой и социумом.
Основные цели и задачи, которые преследует процессуальная арт-терапивтическая работа:
- Катарсическое — очищение, освобождение от негативных состояний.
- Регулятивное — снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
- Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценка.
Формы работы и взаимодействие с детскими эмоциональными состояниями — при работе с глиной и другими пластическими материалами арт-терапевтической направленности
Данная тема посвящена процессуальной технике в работе со страхами и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, с использованием глины или других пластических арт-изделий. Одним из преимуществ в работе с глиной, это трёхмерные "психические формы" — достаточно пластичные, позволяющие изменять состояния, привнося новые оттенки: ощущений и чувств. Можно обратить внимание на метафорическую подачу материала, где на одной "полке" расположены: форма и чувства.
При этом данная работа имеет определённые моменты, игнорируя которые, процессуальная техника превращается в хорошее творческое мероприятие, имеющее эстетическую ценность и некоторую маловыраженную коррекционную работу. Рассмотрим эти маленькие, кажущиеся такими не значительными — нюансы.
- Полное эмоциональное погружение в данную работу самого ведущего. Буквально в какой-то своей части превратиться в маленького ребёнка — окунувшись в мир символов и фантазий.
- Это процесс, а не форма, и, как будет проявляться практическая часть работы — зависит от степени заинтересованности обеих сторон, формальный подход здесь — не приемлем.
- Постоянный диалог, как будто бы с самим собой, ненавязчиво, проговаривая, словно самому себе — вслух — инструкцию с описанием происходящих внутренних психических процессов и производимых шагов или действий…
- Данная форма работы — направлена на работу с лицами младшего школьного возраста и старше.
Примерная последовательность в процессуальной работе психолога.
- Какие чувства, настроение, эмоции — я испытываю в данный момент?
- Где локализуется это ощущение, чувство или состояние?
- Если довериться своим пальцам, какую бы они придали форму этому чувству или эмоции?
- Позволить себе, наблюдая за своими внутренними ощущениями, чувствами и эмоциями — из бесформенного куска глины или пластилина — проявить новую форму, отражающую бессознательные трансформационные психические процессы….
- Какие изменения в ощущениях или с чувствами происходят в процессе данной работы.
- Каков новый смысл состояний — проявившихся в представленной форме глины или пластилина…
Пример. Начало терапевтической сессии
Данная работа была проведена с Г., возраст 9 лет, сессия продолжалась около пятидесяти минут.
Цель: трансформация агрессивного эмоционального состояния в более приемлемый способ взаимоотношений с окружающими.
Примечание: На занятие Г. привели без его особого желания — оторвав от игры в футбол.
В этой форме работа с использованием глины проходила впервые, при этом нужно заметить, что это уже не первая встреча ребёнка с психологом.
Психолог: "Присаживайся Г., сегодня у нас с тобой будет интересная работа с глиной…".
Г. : "А что мы будем делать…?"
Психолог: "Ну, даже не знаю, как ты, а у меня будет волшебная работа со своей внутренней силой, благодаря которой, у нас всё получается!".
Г. : (молчит, сделав вид, будто не услышал слова психолога, разглядывая кусок глины — лежащий перед ним…).
Психолог: (начинает мять глину, одновременно рассказывая о том, что сегодня у него (психолога) настроение не очень и похоже на … начиная мять глину — вылепливая из бесформенного куска глины нечто, похожее на осьминога…)
Психолог: "Не знаю, но почему-то моё настроение сейчас похоже вот на это…" (показывает изделие — продолжая мять кусок глины — изменяя его форму, активно работая пальцами).
"Даже не знаю, на что могло бы быть похоже твоё настроение, но у меня внутри вот такое чувство… Интересно, на что твоё настроение могло бы быть похоже, сейчас, вот в этот момент. А я вылепливаю вот что-то такое, прикольненькое…" (здесь попытка спровоцировать Г. на работу, ненавязчиво давая инструкции к взаимодействию с глиной, настраивая его работу со своим внутренним состоянием…).
Г. : (начинает мять глину, затем, отрывает кусок, бросает его перед психологом — старается вызвать реакцию). "…Моё настроение похоже на какашку…" (поглядывает искоса на психолога в ожидании его дальнейших действий — принимая правила игры)…
Данная работа шла довольно долго. В процессе занятия психолог помог спроецировать внутреннее состояние Г. в куске глины.
В дальнейшем, из куска глины психолога проявилась лодка, в которой психолог собирался плыть к неизведанному острову, превращая кусок глины в метафору изменения, далее Г. включился в процесс игры, меняя своё состояние на "лодку", подражая психологу. Затем "настроению" психолога понадобился якорь и парус. При этом Г. вылепил себя — посадив в своё "настроение" (лодку), и чтобы не проголодаться, сделал удочки, а потом и рыбу — предложив её погрузить в лодку к психологу, чтобы он также не проголодался… Причём психолог вылепил якорь себе и Г., "…чтобы вовремя останавливаться во время бури, и не выбросило на скалы штормом…"(здесь в форме метафоры психолог проявлял параллели между реальностью и сказкой).
В конце сессии Г. испытывал положительные эмоциональные состояния, не желая прекращать предложенную игру, предлагая новые способы — плыть дальше… (Нужно принять тот факт, что данная работа имеет медленный процесс — растянутый во времени, предполагающий постепенное изменение бессознательных реакций, привычных и далеко не экологичных в его первоначальном варианте …).
Также можно обратить внимание на выделение слов, как желание отразить параллельные формы работы, углубляющие трансформационные процессы. В данном варианте слова являются маркированием, способом выделения информации — через интонацию и громкость. Маркирование — это техника скрытого воздействия, формирующая определённые послания к бессознательной части личности — Г…
В дальнейшем, данная форма работы становится более тонкой, где, через изменения внешних процессов, человек запускает определённые трансформационные изменения — привязывая их к своему психическому… Данный элемент в современном гипнозе называется — трюизм. Так, например, это могло бы звучать для читателя: "… И, в то время, когда вы читаете эти строки, возможно, вы слышите окружающие звуки, и, это помогает вам ещё больше, осознавая — вдох или выдох — погружаться в ощущение или чувство комфорта — от понимания того, что вы здесь…".
Следующий элемент, используемый мной в данной работе, это элемент техники НЛП — "Договор с частями", где психолог как бы ведёт диалог с той проблемой — проявленной в чувствах, ощущениях, поведении — имеющее свои невербальные маркеры. Данная техника даёт возможность выйти на контакт непосредственно с проблемной частью сознания — отражающего в том числе и проблемы неврологического характера — у данной техники.