"Коуч-лидерство" — новый для России и эффективный способ управления организацией. На Западе с 80-х годов прошлого века, а в России несколько последних лет, возникло понимание того, что формальная власть в организации, определяемая классическими иерархическими моделями и лидерство, это совсем не одно и то же. Современная динамичная среда требует постоянных инноваций в производстве, маркетинге, логистике, во всех других корпоративных сферах и бизнес-процессах. Нарастает темп изменений и их непредсказуемость. Идут процессы разукрупнения и децентрализации. Корпорации всё больше уходят от вертикальных структур к горизонтальным сетям, перестают выполняться жёсткие стратегии и становится затруднительным долгосрочное планирование. Всё это требует внедрения гибкой и эффективной системы корпоративного управления, без которой осуществление инноваций и непрерывный редизайн бизнес-процессов невозможны. Основывается такая система не на принципе "ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак", а на осознанном, признанном в организации и эффективном лидерстве.
Компании сектора FMCG, а в особенности производители продуктов питания, чувствуют это особенно остро. Покупательские предпочтения постоянно меняются, лояльность достаточно низкая и изменения жизненного стиля горожан вызывает к жизни новые требования к продукции в целом, технологии, упаковке, оболочке и многим другим элементам. Так же необходимо учитывать, что работа на ранке брендированной продукции подразумевает серьёзную конкуренцию и даже войну не только и не столько в производственно-технологическом поле, сколько в поле идей и образов. Это приводит к тому, что креативная и плохо формализуемая часть бизнеса, становится всё более важной и даже определяющей компонентой рыночного успеха.
Дадим короткое определение лидерства: "Лидерство — это способность вызывать резонанс". Сама эта способность, с одной стороны, является прирождённым качеством, а с другой — последствием формирования и развития личности в жёстких конкурентных условиях. Важно понимать, что, так же как алмаз превращается в бриллиант путём огранки, так и базовые свойства лидерства могут быть определённым образом "огранены". Стили лидерства это и есть те самые грани одного феномена. Существует несколько стилей лидерства и множество классификаций. Сильный и опытный лидер владеет, как минимум несколькими, а изредка и всеми возможными стилями. Богатство инструментария позволяет ему, применительно к каждому этапу развития компании и даже применительно к каждой конкретной бизнес-ситуации, вести за собой коллектив и эффективно отвечать на вызовы рыночной стихии. Сделаем краткий обзор стилей лидерства, а потом подробней остановимся на одном из них. Начнём с известной и достаточно общепринятой классификации (Coleman, Boyatzis, McKee, 2002).
Авторы рассматривают шесть основных стилей лидерства:
- Визионерский стиль.
- Коуч стиль.
- Патерналистский стиль.
- Демократический стиль.
- Амбициозный стиль.
- Командный стиль.
Каждый стиль оценивается по четырём параметрам:
- Характеристики лидера.
- Как стиль создаёт резонанс.
- Насколько стиль полезен для бизнеса.
- Когда стиль применим.
Рассмотрим подробнее:
- Визионерский стиль:
- Вдохновляет к свершениям. Верит в своё видение. Решителен. Объясняет, как и почему усилия сотрудников помогают реализовать корпоративную "мечту".
- Ведёт к совместно разделяемой мечте.
- "+++".
- Когда изменения требуют нового видения. Когда нужно прояснить стратегию. Когда компании необходимы радикальные изменения.
- Коуч стиль:
- Отлично умеет слушать и слышать. Помогает людям лучше понять их собственные слабые и сильные стороны. Советник. Вдохновитель. Умеет и любит делегировать полномочия.
- Сводит воедино интересы сотрудников и корпоративные цели.
- "++".
- Помогает компетентным и мотивированным сотрудникам повысить эффективность и вклад. Развивает способности.
- Патерналистский стиль:
- Создаёт гармонию. Дружелюбен. Учитывает эмоциональное состояние людей. Исповедует моральные ценности. Умиротворяет конфликты.
- Создаёт "семейные" отношения в коллективе.
- "+".
- Укрепляет команду. Мотивирует в "тяжёлые времена". Усиливает сплочённость.
- Демократический стиль:
- Отлично умеет слушать и слышать. Командно ориентирован. Умеет сотрудничать. Умеет оказывать влияние.
- Вознаграждает вклад каждого сотрудника в соответствии с договорённостями.
- "+".
- Для получения поддержки и достижения единства. Для достижения большего вклада сотрудников.
- Амбициозный стиль:
- Сфокусирован на достижениях. Высокие личные стандарты. Инициативен. Не учитывает эмоциональное состояние людей. Не умеет сотрудничать. Чёрствый. Микроменеджер. Движим количественными показателями.
- Реализует амбиции людей, бросает вызов.
- "—", если применять постоянно и не сочетать с другими.
- Для получения высоких результатов от сильно мотивированных и компетентных сотрудников. В продажах.
- Командный стиль:
- Командует. "Делайте, потому что я так сказал". Угрожающий. Плотный контроль. Тщательный мониторинг. Провоцирующий конфликты. Портящий всем настроение. Выдавливающий таланты.
- Снижает страхи, за счёт ясных инструкций и ощущения безопасности.
- "—-", если достаточно быстро не заменить другими стилями.
- В глубоком кризисе. С проблемными сотрудниками. Для быстрого рестарта (запуска) аварийных организаций. В армии.
Надо понимать, что приведённая выше классификация, как и любая другая, даёт нам только намётки и темы для размышления. В каждой конкретной организации, на каждом этапе развития, стиль лидерства, применяемый в среде топ-менеджеров и в среде среднего или низшего персонала, или в различных функциональных подразделениях, может и даже должен быть разным, меняться или используется в сочетании с другими, в зависимости от задач компании и лидера. Все вы наверняка встречали ярких представителей визионерского, патерналистского, амбициозного, и особенно командного стиля. Демократический стиль встречается реже, а коуч стиль мало распространён в России.
Лидеры-самородки, приняв раз и навсегда один стиль, который когда-то помог им добиться успеха, не всегда готовы замечать, что изменились задачи, сам бизнес, и постоянно меняется конкурентная рыночная среда. Если лидеры не готовы измениться сами, развить свои лидерские качества и овладеть дополнительными инструментами управления, то их компании ждёт печальное будущее. На наших глазах такое происходило не один раз и продолжает происходить, когда вы читаете эту статью. Понятие коучинга возникло в спорте высших достижений с его колоссальной конкуренцией, оттуда естественным образом перешло в бизнес, а затем распространилось во все сферы жизни.
Сейчас существует множество школ и определений коучинга. Приведём классические определения отцов-основателей Джона Уитмора и Тимоти Голви:
- "Коучинг" — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
- "Коучинг" — это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему.
- "Коучинг" — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
Идея коучинга состоит в том, что руководитель, который, разумеется, пользуется всем имеющимся инструментарием, понимает одну важную вещь. Стандартный метод "кнута и пряника", при решении сложных задач и работе с мобильными и профессиональными сотрудниками, не эффективен. Сотрудник, получив жёсткую и детальную команду:
- Не реализует большую часть своих профессиональных навыков и опыта, в той части, где они частично противоречат, дополняют или корректируют приказ;
- При точном исполнении приказа, не несёт ответственности за конечный результат, хотя, разумеется, может быть несправедливо наказан;
- Демотивируется и полностью отключает инициативу и креатив.
Учитывая, процессы углубляющейся глобализации и резкого обострения конкуренции, западные бизнесмены стали изменять подходы к управлению и лидерству. Хорошо понимая, что богатство есть следствие эффективности, они отказались от привычных и простых методов. В России, где богатство и эффективность кореллируют далеко не всегда, этот тренд не вызывает восторга у руководителей и владельцев компаний. Вместе с тем, реалии современной рыночной экономики, выраженные в ухудшении показателей отчёта о прибылях и убытках, заставляют "первых лиц" задуматься, и постепенный дрейф в этом направлении происходит. Скорость изменения в разных отраслях сильно отличается. Те компании, которые острее чувствуют дыхание рынка и находятся в высоко конкурентных сегментах, уже реально продвинулись в этом направлении. Разнообразные сырьевые монополии и олигополии, очевидным образом находятся "в хвосте".
Как же выглядит стиль коуч лидерства на практике? Он основывается на следующих простых постулатах:
- Управленческая команда имеет стратегию бизнеса;
- Эта стратегия не "спущена сверху" и не "куплена у консультантов";
- Эта стратегия создана самой управленческой командой (возможно в сотрудничестве с консультантами);
- У неё есть субъект (команда, которая идентифицируют себя и свой успех с этой стратегией);
- Члены команды мотивированные профессионалы;
- Лидер ставит задачи, не указывая способа их выполнения;
- Члены команды, в рамках разделяемой стратегии, сами способны уточнять, конкретизировать и развивать, поставленные лидером задачи;
- Члены команды, в рамках разделяемой стратегии, сами способны ставить перед собой дополнительные задачи и сроки их выполнения;
- Лидер согласовывает или корректирует наиболее важные моменты;
- Лидер говорит сам 20% времени и слушает сотрудников 80% времени (под словом "слушает" не имеются в виду бесполезные совещания или вызовы "на ковёр");
- Из 20% времени, когда лидер говорит, большую часть времени он задаёт правильные вопросы;
- Когда лидер задаёт правильные вопросы, он ставит своей целью достичь полного и самостоятельного понимания подчинённым, как именно, подчинённый может максимально эффективно (для этого конкретного человека) решить задачу.
В результате лидер получает следующие конкурентные преимущества:
- Высокомотивированную команду, которая не нуждается в ежеминутном мелочном контроле;
- Команда не только лояльна, но и готова к инициативе, креативным решениям и высокому личному вкладу в осуществление общей стратегии;
- Компания начинает действовать не "реагирующим", а "опережающим" образом.
Часто приходится слышать контраргумент: "Мне некогда часами разговаривать с сотрудниками и развивать их понимание и вовлечённость", "Мне проще приказать", или "Я всё равно лучше всех знаю, как это надо сделать". В таких случаях следует провести хронометраж и убедиться, что руководитель подобного типа тратит на порядок большее время на:
- Тотальный, мелочный и абсолютно не эффективный контроль;
- Исправление и переделывание;
- Купирование постоянных интриг и конфликтов;
- Борьбу со "спихиванием" ответственности друг на друга;
- Длительные совещания с унизительными "разносами", в результате которых команда несколько часов или дней не работоспособна вообще;
- Размышления на тему "Почему меня окружают воры и идиоты".
Детальное описание методик коучинга и коуч лидерства, выходит за рамки статьи, но те, кто заинтересуется данной проблематикой, имеют все возможности изучить предмет самостоятельно или с помощью профессиональных консультантов/коучей. Каждый, при желании, может шагнуть на более высокую ступень в собственном личностном развитии и придать мощный импульс собственному бизнесу. В заключении напомним, что определяя и гармонизируя корпоративные стратегии и стратегии личного лидерства, надо всегда помнить, что способ, который был хорош на определённом этапе вашей жизни и жизни компании, со временем превращается в тормоз развития, а постоянное изменение и самосовершенствование есть ваша единственная надёжная опора, которая в конечном итоге станет и опорой вашего бизнеса в конкурентной обстановке.