Часть 1. "Три Драгоценности"
Говоря об интеллектуальном понимании (zhi) Трёх Драгоценностей, различают так же три этапа:
- "точное определение" или разъяснение (xianjie),
- интеллектуальное осмысление и рассуждение (lijie),
- постижение внутреннего смысла (neijie).
Объясним подробнее:
- Под "Драгоценностью Будды" понимается:
- три тела Будды: Дхармакайя (fasheng) или Вселенское тело Будды, Самбхогакайя (baosheng) или тело Проявлений, и Нирманакайя (huasheng) — Явленное тело;
- три Добродетели: мудрость (zhi), прерывание цепи страданий (duan) и сострадание Будды (en).
- Под "Драгоценностью Дхармы" имеется в виду:
- свойства дхармы (tixing): вести к освобождению (jietuo), доставлять радость просветления (juele) и очищения (wojing);
- искусные средства (fangbian) — 37 путей к Просветлению (niepan);
- лекарства Дхармы (fayao) — 84000 Врат Дхармы (famen), сюда входят все существующие дхармы как отдельные единицы сознания, актуальные и потенциальные способы работы с ними, то есть весь видимый и мыслимый мир.
- Под "Драгоценностью Сангхи" подразумеваются:
- собственно монахи (yiseng), т.е. монахи как посвящённые последователи;
- учителя и святые (shengseng), т.е. святые, достигшие реализации и учителя, обучающие истинным путям;
- "поле счастья" (futianseng), т.е. все живые существа, стремящиеся избежать страданий.
Часть 2. "Пять начальных практик"
В ходе предварительных практик постигают суть пяти предварительных действий, которые называются открывающей стадией, ступенью очищения и собирания заслуг. Они включают в себя:
- Устроение алтаря (fangtan) внешне и внутренне:
- Внутренне устроение алтаря — это выделение чистого места в пространстве ума, выделение свободного времени в этом же пространстве, и выделение свободной энергии для практики.
- Внешнее устроение алтаря — это создание чистого места в пространстве какого-либо помещения, размеры алтаря большого значения не имеют и соответствуют возможностям устраивающего. Во внешнем устроении алтаря выделяют три главных момента — на алтаре должны присутствовать:
- Драгоценность Будда — статуэтка или иное изображение Будды,
- Драгоценность Дхарма — это буддийские писания, сутры, а также предметы буддийской практики, например, чётки, деревянная рыба и т.д.,
- Драгоценность Сангха — она символизируется подношениями, например, благовония, свечи, цветы, фрукты, или изображения ступ и т.д.
- Возжигание благовоний (shaoxian) — считается, что благовония через тонкие запахи воздействуют на тонкие миры и взаимодействуют с ними, а так же позитивно очищают помещения.
- Совершение даяний (songbao) — означает внимательность к подношениям на алтаре, которые должны периодически меняться, всегда быть свежими, а также символически очищает любой предмет, который стоит на алтаре (монахи обычно перед приёмом пищи кладут еду на алтарь).
- Практика поклонов (baifo) — это пятичастное действие телом, совмещённое с особым состоянием сознания (kaixin), выражающее веру в Учение. Такое действие устанавливает и поддерживает веру в Три Сокровища, уменьшает количество гордости и самомнения, позволяет пребывать в состоянии соединения с традицией, т.е. получать знания, символизирует суть буддийской этики предварительных практик. Делается не менее 3-х поклонов за один раз, монах обычно делает их несколько десятков тысяч. Эта практика считается одной из самых мощных, позволяющих обеспечить адептам продвижение к высшим уровням. Говорят, что "один искренний поклон действеннее тысячи подношений".
- Чтение буддийских текстов (nianfo) включает произнесение сутр, мантр, дхарани. Эта практика способна организовывать сознание, создавать прочную основу для последующей Дхьяны, давать мощный успокаивающий и умиротворяющий эффект.
Все 5 предварительных практик можно использовать все вместе, последовательно переходя от одной к другой, начиная с алтаря и заканчивая чтением. Обычно в Махаяне в конце практики делается посвящение своих заслуг, наработанных в процессе этих действий, всем живым существам.
Основные разделы буддийских практик
Если говорить обобщённо, то всю буддийскую практику группируют в трёх больших разделах, называя их Вратами буддийского учения (famen):
- Первый раздел (jiexue) — учение о заповедях.
- Второй раздел (dingxue) — практика работы с умом, медитация.
- Третий раздел (huixue) — развитие интуитивной запредельной мудрости — prajna (санскр).
Первый раздел:
jie-shila (санскр.) — заповедь. Это раздел следования обетам и заповедям для:
- очищения ума и тела,
- собирания заслуг,
- подготовки фундамента для всех последующих практик.
Говоря об обетах, имеют в виду обычно:
- 5 обетов для начальных последователей (sujia или upasaka (cанскр.),
- 10 обетов (shami или shramana (санскр.),
- 227 и более обетов для biqui или bhikshu (санскр.).
Пять начальных заповедей включают в себя:
- Не убивать живые существа;
- Не воровать;
- Не допускать сексуального насилия;
- Не допускать беспорядочной речи;
- Не употреблять опьяняющие средства.
Эти пять начальных заповедей призваны организовать грубые потоки сознания, побудить практикующего к благодетельным действиям, воспрепятствовать необдуманным поступкам.
Надо отметить, что с точки зрения истинных последователей буддизма, обеты являются не мёртвым законом, как некий уголовный кодекс, а скорее, внутренними рекомендациями собственному уму для более правильной организации внешней жизни. Если практикующий будет концентрировать внимание на запрещающей функции обетов, он создаст излишний поток напряжения, который помешает ему в ходе практики в двух последующих разделах. Поэтому к обетам стоит стремиться, медленно и верно исправляя мотивы и побуждения, ведя тонкий диалог со своим сознанием.
Таким образом, практика обетов должна непременно включать три момента:
- памятование nian (в монастырях это обязательная и регулярная практика, мирянам же предписывается обычно повторение заповедей перед медитацией);
- обдумывание li (имеется в виду, что человек прикладывает усилия, размышляет, собирает информацию по данному разделу, обменивается опытом с другими практикующими);
- принятие решений в жизненном потоке jue, исправление тех или иных действий, принятие правильного решения, предотвращение негативных последствий.
Если внешний смысл Пяти обетов как бы очевиден, то внутренний их смысл (то, чему уделяют особое внимание именно в практике Чань), требует углубленного понимания и значительно большей работы над собой, особенно в плане умственной тренировки.
Практика работы с умом
Практика работы с умом включает непременное прохождение трёх последовательных этапов организации умственной внелогической деятельности. В данном случае разделяется функция ума как оценивающего, чувствующего, переживающего и размышляющего от познающего и делающего логические выводы. Таким образом, стихийный поток сознания отделяется от функции произведения умозаключений по поводу "наблюдаемого". Здесь переживания и вывод относятся к разным сферам умственной деятельности. И если первое больше организуется практикой ума, то второе упорядочивается практикой мудрости:
- Первое необходимое психотехническое действие называется zhi (остановка). Под этим понимается целый раздел операций с умом по его релаксации, стабилизации, успокоению, очищению. Данная практика состоит в торможении возбудимости ума и придании течению мыслей более спокойного уравновешенного характера. Например, практика наблюдения дыхания, чтение мантр, внимательность к мелким, слабо различимым объектам. Такая практика должна привести к расслабленности, спокойствию, уравновешенности и к некоторой замедленности ума. В то же время практикующий должен открыть для себя дискретность и значимость многих мелких умственных движений, слабо различимых для обычного сознания. Мир в этом состоянии более стабилен (хотя это и несколько искусственно). Практикующий исполняется радости успокоения и ощущения превалирующей значимости внутренних объектов.
- После такой стабилизации ума должна возникнуть способность делимости каждого действия на ряд внутренних элементов. Видение этих составляющих, отслеживание их, пребывание в каждом из них отдельно, умение отделять один от другого, ощущение их взаимосвязи называется guan (наблюдение). Такая практика позволяет сделать ум более точным, острым в восприятии объектов, проследить причины и следствия. Здесь возможны понимание внутренних закономерностей объектов и конкретные умозаключения на интуитивном уровне. Такое ощущение мира можно назвать его пониманием, если смотреть со стороны не практикующего ума.
- Последняя необходимая стадия называется ding (установление). Здесь сознание учится пребывать в состоянии более тонком, чем просто успокоение, радость или интуитивное размышление. Это, скорее, пребывание ума в одной точке, в одном объекте, без необходимости перемещения или отклонения. Умиротворение и знание, которые были актуальны во время практики предыдущих стадий, здесь появляются без усилий вместе с остановкой ума и не требуют специального уточнения.
Каждая стадия так же имеет три последовательных этапа:
- "проблеск" — когда появляются краткие ощущения достижения требуемого результата,
- "установление" — когда данный вид работы для практикующего становится привычным, хотя и не легко достижимым,
- "реализация" — когда практикующий не тратит усилий на практику данной стадии, а вхождение в неё осуществляется практически мгновенно и наличествует возможность длительного пребывания в ней.
Практика работы с информацией в буддизме
О девятичастной "бхавани"
Рассматривая буддийское знание, необходимо уделить внимание самому способу и инструментам познания. В данном случае мы имеем в виду технологии работы с информацией, коих в буддийском учении накоплено достаточно много, что нередко вызывает и затруднения в попытках его интерпретации или руководствовании им. Очевидно, что наличие буддийских текстов, а также достаточно серьёзный их перевод уже доступны широкому пользователю, и проблема работы с источниками, скорее всего, в способах извлечения знаний из имеющихся носителей (и конечно, в самих извлекающих).
Если человек поставил перед собой необходимость серьёзной практики или, хотя бы, начал серьёзно относиться к несерьёзной практике и установил более-менее регулярный способ обращения к ней, он может получать внутреннюю информацию:
- от мудрых наставлений учителей или письменных текстов,
- как итог созерцания отношения сознания к своему феномену,
- а лучше то, и другое вместе.
Бхавана — это психотехническая методика обучения и самообучения, а также основной метод получения и усвоения знаний. Состоит, как минимум, из трёх этапов и девяти действий:
- Получение знания (стхапьябхавана или устанавливающая бхавана):
- практика, поддерживающая связь с источником получения информации, означает установление мыслительного потока комплементарности с интересующей информацией, почтение к источнику знания, ощущение его сверхценности, принятие прибежища, связь с учителем, возможность восприятия текста;
- внутренний запрос по требуемой области знаний, формулирование вопроса или ряда вопросов, жизненно необходимых познающему;
- собственно обучение, чтение, слушание, восприятие информации, в максимально аутентичном виде.
- Изучение знания (ньяябхавана или умственное усилие):
- осмысление и установление логической структуры и внутренних взаимосвязей в полученном знании;
- постановка максимального количества вопросов со всех возможных сторон исследуемого объекта;
- формирование логических выводов и итогов умственного размышления.
- Созерцание знания (вичарабхавана или исследующая бхавана), здесь проводится исследование полученного ранее смысла на более тонком уровне состояния сознания, состоит так же из трёх действий:
- образование субстрата вопроса, когда объект логического вывода в символическом виде репрезентируется сознанию и становится объектом его сосредоточения, более или менее эффективным;
- создание состояния дистанцирования от объекта, когда возникает зазор сознания, сохраняющий живость интеллектуального восприятия;
- соотнесение потока получаемой информации с внутренним ощущением естественного состояния в пространстве ума.
Если информация не проходит в каких-то этапах, указывает на то, что получена была не значимая для данного субъекта информация, поэтому процесс работы с ней не охватил все этапы познания. Та же надо отметить, что каждый из указанных этапов и действий, в идеале, требует отдельного обучения и осмысления.