Семейная терапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.
В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом подхода Б. Хеллингера является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. "Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашёл ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей".
Расстановки семьи — простые, но эффективные техники, не только проясняющие природу скрытых семейно-системных переплетений и их разрешений, но и дающие возможность провести терапию прерванного движения любви ребёнка к своей матери или отцу. Впервые предположение о том, что большинство психических расстройств и проявлений психосоматических симптомов связаны с семейно-системной динамикой, возникло у Б. Хеллингера в то время, когда он занимался так называемым скрипт-анализом. Основатель этого психотерапевтического подхода Эрик Берн считает, что все люди живут в соответствии с определённым внутренним сценарием ("скриптом"), который обычно складывается на основе определённой литературной истории или рассказа, тронувшего индивида в раннем детстве (как правило, в возрасте до пяти лет), а также какого-то второго литературного сочинения (романа или фильма), имеющего для него особое значение в связи с нынешней жизнью. Когда терапевту удаётся привести это движение к цели, страх, эмоциональные и даже психические расстройства, вызванные ранней разлукой с родителями или их потерей, излечиваются или ослабляются.
Общие порядки системы
Фундаментальное, действующее во всех семейных системах поле сил требует, чтобы все члены семейной группы имели равное право принадлежать к системе, для того чтобы она сохраняла равновесие. Это требование не позволяет по какой-то причине исключать одного из членов, поскольку в таком случае судьба исключённого будет неосознанно перенесена и продолжена каким-то другим членом этой семейной системы в следующих поколениях. Такой процесс называется "переплетением". Несправедливость исключения в семьях искупается тем, что другой член системы, часто не замечая причину своего поведения, перенимает судьбу исключённого или забытого индивида. Такое замещение ради искупления несправедливости является самой важной причиной системных переплетений и проистекающих из них проблем не только для того, кто непосредственно вовлечён в переплетение, но и для всей его системы. Иначе говоря, в семьях царит закон равенства всех членов системы, и каждый должен вести себя так, словно он всегда к услугам своей семьи, в соответствии со своими индивидуальными способностями и согласно собственному месту в системе. Никто не является лишним и никого не позволено забыть. Самые роковые проблемы, с которыми Б. Хеллингер сталкивался в психотерапевтической работе, всегда происходили из-за нарушения закона равноценности. Психотерапевту приходится возвращать исключённого из системы, для того чтобы и он мог играть свою системную роль.
Знающее силовое поле
Что такое силовое поле расстановки, нам поможет понять термин "морфическое поле", принадлежащий английскому биологу Руперту Шелдрейку. Так, вся природа, от фотона и снежинки, живых организмов и семей, вплоть до планет и галактик, организована с помощью полей, в сфере влияния которых соответствующая энергия каждый раз особым образом связывается и организуется. Благодаря этим организующим энергетическим полям возникают формы как физических, так и духовных свойств всех явлений. Во-первых, поле обладает памятью о своей истории. Во-вторых, оно вступает в резонанс с другими полями и непрерывно развивается и учится. Для семейной системы и её расстановки это означает следующее: в расстановке содержится все знание о развитии этой семьи и её предках — и хорошем, и плохом аспектах. Наша позиция, наша душевная установка по отношению к этой системе и, соответственно, к её расстановке заставляет звучать тождественные ей содержания системы (Шелдрейк называет это "морфическим резонансом"). Это означает, что они становятся зримыми, ощутимыми, короче говоря, воспринимаемыми. Их могут воспринимать все участники расстановки, кто, пребывая в чужом поле, готов открыться этим феноменам резонанса. То есть поле отвечает нам на том уровне, на котором мы задаём ему вопрос. Между психотерапевтом и участниками семинаров всегда происходит какой-то обмен, который не обязательно является обменом позитивных энергий.
"Целью моей психотерапии является не исчезновение симптомов, а создание внутренней картины, позволяющей клиенту вернуться в свою семейную систему, как возвращаются домой. Почувствовав себя дома, он обретает способность укорениться в новой динамике своего существования и установить связь со всеми исцеляющими энергиями, которые там действуют. Только это я считаю психотерапевтическим успехом и источником новой энергии для пациента. До какой степени эта новая динамика воздействует на симптомы — другое дело… Это дело в первую очередь врачей и психиатров. Поэтому пациентов с очень серьёзными симптомами я всегда отправляю к врачу или психиатру."