Ушу, в переводе с китайского языка означает боевое искусство. Словосочетание "боевое искусство" имеет очень глубокий смысл. В первую очередь, это не просто набор двигательных элементов (приёмов) для причинения вреда противнику, это глубокая философская система самосовершенствования. "Искусство, в словаре Ушакова, понимается как творческая деятельность. Также оно определяется как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности" (Википедия).
Можно также сказать, что искусство — это творческая деятельность, развивающая высокую степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. В случае ушу этой деятельностью будет самосовершенствование. Многие понимают боевое искусство как искусство убивать, но умение убивать на самом деле не основа, а часть системы совершенствования. В боевых искусствах умение убивать осваивалась как раз для того, чтобы этого не делать, чтобы уметь сохранять жизнь. Ведь боевое искусство можно сравнить с наукой, а она требует всестороннего знания и умения. Наука медицина, чтобы лечить людей, должна всё знать и уметь в области болезни и даже смерти.
Занятие ушу — это процесс творческого самовыражения. Под этим следует понимать умение вкладывать искренность, порыв души в создание самого себя как произведения искусства. Творчество — это творение, создание с душевной самоотдачей. Именно так необходимо подходить к понятию боевое искусство, а значит и к ушу.
Несомненно, ушу включает в себя и так называемую боевую систему, относящуюся непосредственно к ведению боевых действий в ближнем бою. Она понимает под собой набор необходимых навыков для причинения вреда противнику и сохранению собственного здоровья и жизни путём устранения угрозы… Этот набор навыков объединён взаимосвязанной системой. Система — это взаимосвязь объектов или ресурсов (знаний, умений), организованных процессом в единое целое. Итак, боевая система предназначена для сохранения жизни и здоровья путём устранения угрозы с помощью взаимосвязанной системы необходимых для этого навыков и умений.
Кроме боевых навыков, искусство ушу включает в себя также физическое и духовное совершенствование. Формирование целостной личности живущей в гармонии с окружающим миром. Впрочем, это и есть цель боевого искусства — жить в гармонии с окружающим миром.
Основными направлениями тренировки в ушу являются:
- Боевая система — набор общих и специальных двигательных навыков и умений, знания тактики и стратегии ближнего боя.
- Физическая подготовка тела — укрепление и закалка мышц, костей и сухожилий. Развитие координации.
- Психологическая подготовка — формирование эмоционально-волевой сферы, способов саморегуляции.
- Цигун — развитие внутренних потенциалов и скрытых резервов организма, укрепление здоровья.
- Разум — формирование необходимых знаний для правильного понимания жизненных ценностей и умения ориентироваться в информационной среде.
Основной философской концепцией китайских боевых искусств является теория Инь-Ян, У-син, Багуа (восемь триграмм), а также взаимосвязь из трёх составляющих Ли, Ци и И (сила (физическая составляющая), энергия и воля).
Теперь поподробнее. Согласно древнему учению о Дао всё существующее в этом мире подчинено действию закона двойного всеобщего чередования и дополнения — Инь-Ян. Теория Инь-Ян утверждает, что везде и во всём есть два противоположных начала, обозначенных термином Инь и Ян. Они являются основными критериями для объяснения всех существующих предметов и явлений. Инь и Ян — это скорее категории, чем нечто, что можно конкретизировать. В мире и в теле человека всё делится на противоположности, взаимодополняющие друг друга, они и называются Инь и Ян. Одна половина и другая половина составляют целое и это уже структура или система… Противоположности могут быть физическими (материальными) или ментальными. Поэтому они являются прообразами любого действия или объекта. Условно — эти противоположности можно соотнести с положительным и отрицательным зарядом. Так, кстати, электричество является примером общего закона Инь-Ян. Так делается вывод, что всё единое имеет разное, и состоит из противоположностей… Эти категории не рассматриваются застывшими во времени явлениями или объектами, они имеют свои процессы развития и взаимные переходы. Концепция единого целого распространяется не только на взаимодействие, но и на взаимопроникновение Инь и Ян, то есть в структуре одной противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и наоборот.
Понятия Инь и Ян не являются чем-то конкретными, они просто две половинки одного процесса, они являются структурными единицами любого информационного кода, в том числе и кодов, определяющих материальный мир. Эти коды называются триграммами, гексаграммами и т.д. Сочетания Инь-Ян задают программу существования организма, в соответствии с понятием о триграммах дающих бесконечное количество информационных кодов материального и нематериального мира. Как это понять? Существует восемь базовых состояний, состоящих из сочетания Инь и Ян в их переменах. Сочетание Инь и Ян в их переходе друг в друга составляет две перемены — это переход из Инь в Ян и переход из Ян в Инь. Они рождают 8 состояний состоящих из 3-х значений, например, ян-ян-ян или инь-инь-ян, ян-инь-ян и т.д. Это и есть триграммы. Восемь сочетаний двух противоположностей, являющихся основой многообразия всего мира…
Неразрывную связь с учением Инь-Ян составляет учение пяти первоэлементов (У-син). На основе закона взаимодействия Инь и Ян была выявлена цикличность всех явлений. Древние выявили, что все циклы состоят из четырёх последовательных состояний: рождение (возрастание) — максимальная активность — упадок — минимальная активность. Эти последовательные состояния отразились и в пространстве, проявляющиеся в сторонах света. Все эти состояния получили символ и стали считаться первоэлементами. Так дерево стало символом рождения и соответствовало востоку, месту, где встаёт солнце; огонь стал символом максимальной активности и соответствовать югу, где всегда тепло; металл (воздух) символизировал упадок и соответствовал западу, месту, где солнце опускалось вниз и наступал вечер; и наконец, вода — минимальная активность, она символизировала север. К этим символам первоэлементов был добавлен ещё один, пятый элемент — земля, который служит осью и центром для циклических изменений во всём мироздании. Между элементами существуют взаимосвязи созидания и разрушения.
Как взаимодействуют сила, энергия и воля? Воля (И) — приказывает, энергия (Ци) — побуждает, а сила (Ли) — повинуется. Соответствие этому принципу приводит к умению использовать все скрытые резервы организма и максимально эффективно решать поставленные перед собой задачи.
Сотни направлений ушу не похожих друг на друга внешне всегда имеют общую, единую суть. В конечном итоге они приводят к единой вершине, на которой перестают отличаться друг от друга.