…Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало на свете.
Люди знания влюблены в игру разума, который отражает и дробит естественную простоту мироздания, пытаясь для своего удобства и спокойствия сделать все геометрически правильным, компактным, имеющим границы.
…Кай складывал разные фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. Складывал он и такие фигуры, из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, — слово "вечность". Снежная королева сказала ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков". Но он никак не мог его сложить.
Идя по пути джняны (знания), практикующий всё больше осознаёт, что с помощью рассудка невозможно собрать, а точнее воспринять вечность, поскольку для своей работы он использует лишь безжизненные осколки зеркала, в которых та некогда отразилась. Однако разум его, не умея ничего другого, продолжает свою усердную работу.
Таким образом, вечное Я, непрерывное, всепроникающее и бесконечное, в индивиде оказывается захваченным деятельностью рассудка, забывая, что Оно и есть Господин всего, что Оно и есть весь мир. Но в собственном творении Оно пытается познать Себя через несовершенный инструмент, который дробит и складывает, дробит и складывает, получая всё что угодно, только не целостность мира, в которой растворилось бы само время.
— Герда! Милая Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно!
И он крепко прижался к Герде. А она смеялась и плакала от радости. И это было так чудесно, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева. Сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да ещё получить от неё в дар весь свет и пару новых коньков.
Но вот, пройдя долгий путь становления и найдя возможность вырваться на передний план из застенков эго, появляется сознательная и сотканная из любви индивидуальная душа. Она растёт и наполняет светом все внешние части личности, включая разум, который таким образом освобождается сам от себя, от своих бесплодных усилий. И осколки истины в нём наконец-то сами выкладываются в заветное слово.
Отрываясь от сюжета сказки, можно добавить следующие: джняна (знание) без бхакти (любви) безжизненна. Если последователю джняна-йоги на время удастся остановить грохочущую машину рассудка, остановить мысль, осколки естественным образом выложатся в нужном порядке. Но именно любовь является тем волшебным компонентом, который склеит их воедино, устранив даже намёк на трещины. Она же превратит холодный океан вечности в единое пространство блаженства, ничем не обусловленного и беспричинного.