Учёные доказали: каждый ребёнок до двух лет чётко осознает своё предназначение. То есть то, ради чего он, конкретный человек, пришёл в этот мир. А потом родители, школа, окружение всеми возможными и невозможными способами "помогают" ему забыть свою индивидуальность и стать серым среднестатистическим "проживателем" жизни.
Каждый рождён "звездой". Уникальной, яркой, неповторимой.
- Почему же подавляющее большинство предпочитает бессознательный "бег по кругу" обыденности?
- Как вернуться к своей избранности и обрести дарованное каждому от рождения счастье?
- Как помочь своему ребёнку сохранить и развить ту искорку, которой он является?
- Как осознать своё предназначение — индивидуальный высший смысл человеческой жизни?
Существует такая формула: быть-делать-иметь. Эта формула многомерна и многогранна, как и всё в этой жизни. Но нам важно, какой практический результат мы можем из неё извлечь.
Для этого давайте вначале рассмотрим,
Как применяет эту формулу среднестатистическое большинство
(не думайте, что дальнейший материал про вашего соседа, он — про Вас).
Основной принцип взаимодействия в современном обществе — навязывание, то есть явное или скрытое принуждение человека быть тем, делать и иметь то, что выгодно окружающим. Нам постоянно навязывают через рекламу те или иные продукты и услуги. Навязывают через средства массовой информации темы разговоров и способ мышления. Родители и "Учителя" методично навязывают свой (привычный для них) образ жизни, который, в свою очередь, навязали им их родители и "Учителя".
Самое забавное, что это — "круговая порука", где все решают за всех, и никто ни за что не несёт ответственность. Молодёжь рожает детей не потому, что это их осознанный выбор и назревшая необходимость, а потому, что "так получилось", "все так делают" и "время пришло". И вот появляется на свет "новоиспечённая звезда", которая требует к себе постоянного, стопроцентного внимания, кричит, пищит и пачкает пелёнки. Здесь стоит остановиться на том, что "стать" и "быть" — это разные вещи. Многие готовы "стать" родителями (то есть просто родить ребёнка), но мало кто задумывается о том, какая огромная ответственность "быть" папой и мамой. То есть ежедневно, ежесекундно уделять внимание своему малышу и делать то, что должны делать любящие родители: растить, ухаживать, воспитывать. И уж тем более мало кто задумывается о последствиях (том самом "иметь"). Все готовы иметь радость от взросления своего чада и гордость за него перед другими, но никто не хочет пожинать "горькие плоды" того же взросления (бессонные ночи, упущенную карьеру, забытый отдых). В результате ребёнка "спихивают" своим "предкам", которые, к слову сказать, также не занимаются его воспитанием.
Согласно толковому словарю В.И.Даля: "Воспитывать — заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего; наставлять, обучать всему, что для жизни нужно".
Начнём с того, что ни родители, ни бабушки-дедушки сами толком не знают, "что для жизни нужно" (хотя всегда утверждают обратное). Что могут дать и чему научить ребёнка люди, далёкие от изобилия жизни, движущиеся по накатанной колее, довольствующиеся малым от скудости мышления и при этом считающие себя "хозяевами мира"? Люди, которые сами давно не живут, не ощущают аромат каждого нового дня, которые не сделали никаких собственных открытий в этой жизни, но с видом знатока заявляющие, что "воздух бесцветный", "дважды два — четыре"? И по какой-то странной негласной традиции считается, что взрослые мудрее детей.
А что такое мудрость? Возможно, Вы путаете мудрость с интеллектом или житейским опытом. Мудрость же, по сути своей — это тотальное (всеохватывающее) приятие жизни во всех её проявлениях.
Какое отношение к мудрости имеет взрослый? (Обращаясь к тому же словарю В.И.Даля, находим, что "взрослый — достигший полного телесного развития и роста"). Как раз именно ребёнок, при отсутствии в нем "шор" и ограничений взрослого человека, наиболее целостен и органичен, следовательно, мудр. Не случайно на первом месте в определении "воспитания" стоит: "Заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего". Именно потребностях малолетнего, а не родителей. А чтобы о них заботиться, их нужно сначала выявить.
И опять здесь вступает в силу необоснованное мнение, что "взрослые лучше знают, что нужно их ребёнку". Откуда?!! И бедному маленькому человечку постоянно навязывается, кем ему быть (послушным мальчиком или девочкой), что делать (вести себя тихо, не мешать взрослым, не влезать в их разговор…), что одевать, что есть и как распоряжаться тем, что он имеет (одеждой, игрушками, личным временем). А уж о выявлении и удовлетворении "нравственных потребностей малолетнего" речь вообще не идёт. И когда у малыша естественно возникает бунт, то единственный козырь, который могут предъявить родители: "Вот вырастешь, тогда будешь поступать, как заблагорассудится…" И взросление становится для ребёнка не естественным актом постоянного роста и самораскрытия, а всего лишь стремлением вырваться из паутины запретов. Бывает, что вследствие занятости родители отдают ребёнка в детский сад, объясняя это тем, что "ребёнок должен учиться жить в коллективе". Однако и в детском саду, и далее в школе никто не занимается его воспитанием. У взрослых свои заботы и проблемы, у них есть "план" и "расписание уроков".
И ни у кого нет времени на индивидуальную, яркую, нестандартную "новоиспечённую звезду".
Первый звонок, наполняющий сердце ребёнка ожиданием чего-то нового, сказочного, доселе неведомого, перерастает в бесконечную череду монотонных и отнюдь несказочных школьных лет. А ребёнок, несмотря ни на что, продолжает ощущать себя "звездой": у него есть потаённый уголок воображения, над которым никто не властен, где он творит новые, неведомые миры и покоряет самые недостижимые вершины, где он царь и бог, где возможно всё, и он — само Всемогущество. Но постепенно (большей частью в результате "образования") ребёнку доказывают, что он не всемогущий, что он бездарь, так как не вписывается в строго регламентированные рамки "нормального развития". Или напротив, необоснованно раздувают значимость "отличника", который всего лишь умеет запоминать цифры, факты, чужие мнения и вовремя выдавать нужные ответы.
Так или иначе, после всех пятнадцати лет "образования" среднестатистическое существо выходит в жизнь, чтобы "занять свою нишу" или, иначе говоря, "хорошо устроиться". Оно уже абсолютно не помнит о своих детских мечтах и целях. Это уже готовый потребитель, стремящийся больше брать, чем отдавать.
Оно требует, чтобы его обеспечили работой, зарплатой, жильём и т.д. и т.п. Оно требует, требует, требует… и ничего взамен. Оно хочет выгодно выйти замуж (или жениться), предлагая взамен только "себя любимого". Опять же, оно готово "стать" (мужем, женой, работником…), но не "быть" (ежечасно, ежесекундно проявлять себя как любящий супруг или отличный работник). Наконец, оно "обзаводится семьёй и детьми", занимает, как ему кажется, достойное положение в обществе и считает, что все ему должны: правительство должно вовремя платить зарплату, а потом пенсию, родители должны помогать с жильём и бытом, а всевозможные родственники — с детьми. Ведь оно так занято! Чем?!! Оно уже боится мечтать и любые мало-мальски масштабные цели считает заоблачными.
Оно с видом знатока рассуждает о жизни и назидательно вопрошает тех, кто выбивается из "привычного графика": "Когда вы заведёте детей? Знаете, какая это ответственность?! А когда у вас будет своя квартира? Вы что, всю жизнь собираетесь так порхать?" И при этом простой вопрос: "А ради чего? Ради чего ты живёшь, работаешь? Ради чего ты родил ребёнка, от которого теперь открещиваешься всеми возможными способами?" — выводит его из себя. Оно в гневе сотрясает кулаками, заявляет, что "не собирается заниматься подобной ерундой".
А за всем этим скрывается глубоко запрятанный и часто неосознаваемый страх: страх, что любой более менее серьёзный вопрос разрушит всю видимую стабильность, что все "достижения" — не стоят затраченных усилий, что жизнь прожита впустую, поскольку не определено главное: "Ради чего?" — то есть не выявлено (и тем более не реализовано) собственное предназаначение, а значит, нет глубокого подлинного удовлетворения, краткие мгновения которого люди называют счастьем.
Как реализуется формула быть-делать-иметь в жизни "новоиспечённых звёзд"
Каждый человек стремится к счастью — счастью для себя, своих детей, своих ближних… Но что такое счастье? Вероятно, (напичканные всевозможной информацией) Вы выскажетесь в том духе, что счастье — это "иметь детей, здоровье и богатство…" Набор таких "иметь" может быть самым разнообразным, но в любом случае Вы — в ловушке: "Я буду (или могу быть) счастлив, если (или когда)…" И так до бесконечности. Как только Вы ставите своё счастье в зависимость от чего бы то ни было — Вы в ловушке. Вы уже никогда не сможете быть счастливым.
Часто на наших тренингах люди говорят, что для счастья им необходимо преодоление препятствий. Это опять же ещё одно "если".
Так что же такое счастье? Мудрецы Востока считают, что счастье — это отсутствие желаний. Проверьте это на собственном опыте. Вспомните, когда Вы очень сильно хотели чего-то (пить, есть, спать, целоваться, купить новую машину, квартиру…), и вот наконец желание осуществилось. Вспомните, уловите тот краткий миг, когда желание наконец исполнилось. Вы были счастливы? О, да!.. Без сомнения. Но что произошло дальше? Ваш ум подбросил Вам новое желание. И счастья как ни бывало. Человек устроен таким образом, что стоит ему удовлетворить одно желание, как тут же появится новое. Поэтому счастливым — невозможно. Это не в нашей власти.
Единственное, что мы можем — это быть счастливыми, или точнее, быть счастьем (безотносительно кого и чего бы то ни было). Быть — самое простое, что только возможно. Вам не надо прикладывать никаких усилий, чтобы "быть". Всё уже дано. Вы уже есть. И этого у Вас никто никогда не отнимет.
Также и предназначение (индивидуальный высший смысл человеческой жизни) уже предопределено изначально. Его нельзя выдумать, его можно только выявить. Предназначение есть у каждого. Но не выявив его и не следуя ему, Вы живёте механической жизнью, согласны Вы с этим или нет.
Кому-то не нужно предпринимать никаких усилий, чтобы выявить своё предназначение. Например, Юлиан изначально знал своё предназначение, и "подпорки" ему были не нужны. Мне же понадобилось семь лет активной творческой жизни с гениальным человеком (а точнее, одно мгновение), чтобы осознать своё предназначение. Единственный камертон верности избранного пути — Вы и только Вы, Ваше внутреннее ощущение "счастья" или "не-счастья".
Акт выявления своего предназначения подобен акту зачатия ребёнка. Вы можете выполнить всё технически верно, но само зачатие — вне Вашей власти, это дар существования. Вы только можете с благодарностью его принять. Искренне желаем Вам получения этого.
Как Вы думаете, какая из частей самая важная в формуле быть-делать-иметь?
Быть? Есть люди, которые считают, что они "крутые", умные, респектабельные и т.д., и всё этим ограничивается. Они ничего не делают, чтобы подтвердить, поддержать или развить свою бытийность, и в результате — ничего не имеют.
Делать? Многие постоянно что-то делают, крутятся, как белка в колесе, но, опять же, ничего не имеют и никем не являются.
Иметь? Кто-то получил наследство или природный дар и ничего с ним не делает и, как следствие, никем не является. Так что же является самым важным в формуле быть-делать-иметь?
Правильно. Важна целостность, или триединство этих частей. Причём все части должны быть согласованы между собой. Люди часто не могут увязать причину и следствие, в результате чего бытийность не приводит к правильным действиям, а действия не ведут к желаемому обладанию. Предназначение — это "быть" через "делать" и как следствие "иметь".
Чтобы установить грамотную "цепочку", начинаем выявление с "иметь", поскольку это то, что Вы лучше всего знаете:
- Составьте список всего, что Вы хотите "иметь" от этой жизни: это и материальные блага, и "душевное" состояние, и взаимоотношения с окружающим миром. Возможно, упражнение окажется для Вас не таким уж лёгким. Мы говорили о том, что взрослый человек уже разучился мечтать. Не ограничивайте свои желания навязанным минимумом. Вы достойны всех благ этой вселенной. Мир создан для Вас. Берите от него по максимуму. Ведь только тогда Вы научитесь делиться и отдавать. Пройдитесь по дорогим салонам, бутикам, ресторанам, полистайте элитные журналы, загляните в интернет, чтобы расширить спектр своих возможностей выбора. Вы — император. Будьте жадным до всего. Только став максимально изобильным Вы сможете щедро делиться с окружающими (в том числе со своей семьёй).
- Составьте список "деланий", которые могут привести Вас к написанному "иметь". Допустим, чтобы иметь определённую сумму денег, можно:
- работать по специальности;
- выйти замуж;
- получить наследство;
- обрести волшебную палочку;
- грабить банки (нежелательно);
- играть в казино (если по карману);
- создать собственное дело и т.д.
Опять же, при выборе "деланий" может встать ограничительный барьер навязанной "нравственности". Возможно, что, проработав на одном месте всю свою жизнь, Вы даже не в курсе новых профессиональных возможностей, которые может предложить Вам современная цивилизация. Расширяйте свою вариативность. "Поиграйте", окунитесь в состояние детства, когда "возможно всё!".
Напротив каждого "делать" напишите, кем Вы будете в том случае, если заниматься этим постоянно. Допустим: наёмным работником, женой, наследником, хозяином волшебной палочки, грабителем, игроком, бизнесменом и т.д.
Пожалуй самое сложное и вместе с тем самое приятное: закройте глаза и прочувствуйте каждую написанную бытийность по очереди. Здесь уже включается принцип триединства формулы. Например: пребывая в роли "бизнесмена", представьте, как Вы выглядите, каков Ваш офис, что Вы делаете как бизнесмен (и приятные, и сложные стороны бизнеса). Помните, что свобода и ответственность — две стороны одной медали. Наконец, представьте, что Вы имеете как бизнесмен (опять же, наряду с финансовым изобилием зачастую отсутствие времени для общения с близкими). Пройдите, а точнее, "проживите", прочувствуйте весь список.
Если Вам удалось нащупать то самое (то есть Ваше предназначение), Вы это мгновенно поймёте. Ваш внутренний голос ("душевный камертон") подскажет Вам верное решение, и ошибок здесь быть не может. Если же сердце ни на что не откликается, значит, Вы ещё не нащупали то важное, что у Вас есть, но погребено под спудом многолетней бессознательности. Вернитесь к началу упражнения (составлению списка "иметь") и выполните его ещё (возможно, не один) раз. Поверьте, Ваши усилия обязательно будут вознаграждены (сверх ожидания).
Когда я выполняла это упражнение, я поняла, что для меня всегда важно было признание. Я стала продумывать, какая "бытийность" через "делание" приведёт меня к этому в сегодняшней моей жизни. И вдруг я осознала, что в настоящий момент для меня действительно важно признание одного единственного человека — моего любимого мужа. И в тот же миг пришло осознание моего предназначения, о котором я упоминала в придисловии. И осознание это пришло ко мне не в словах и образах. Я просто осознала это, и всё. Просто осознала! И эта бытийность "любящей женщиной гениального человека" сделала всё таким простым. Я вмиг поняла, что мне не нужно из кожи вон лезть, доказывая кому бы то ни было что-либо. Всё уже дано.
Я люблю Юлиана. Это не моя заслуга. Это дар существования. Я просто люблю и всё. Что от меня требуется — просто проявлять свою любовь. И я получу и признание, и весь мир — всё, о чём только может мечтать любящая и любимая женщина. Конечно, "быть" и "стать" — разные вещи. Да, я осознала своё предназначение.
Пусть пока далеко не всегда у меня получается "действовать" в соответствии с ним, но в любой конфликтной ситуации или когда я в замешательстве, я всегда вспоминаю, что я — "любящая женщина гениального человека", и думаю, как я должна поступить в этом "статусе", в этой "бытийности". В таком случае неверных ответов не бывает. Их просто не может быть по определению.
Будьте созидателем, а не потребителем
Ещё один момент, связанный с формулой быть-делать-иметь. Большинство людей имеют какой-то минимум, делают что-то с этим минимумом и считают себя кем-то. При этом они гипотетически не прочь перебраться на другую ступень, если их туда кто-нибудь поднимет. Некоторые наши знакомые говорят: "Да, мы бы тоже хотели жить в Москве, если бы нам дали там квартиру, хорошую работу…"
Есть незамужние подруги, которые хотят замуж, но при этом ждут, что "принц на белом коне" сам постучит в их двери. Чтобы иметь то, что Вы в действительности хотите, и быть тем, кем Вы достойны быть, необходимо ежедневно, ежесекундно "пахать", созидая и созидая по крупицам свой успех, который приводит к "квантовым скачкам".
Если Вы хотите иметь достойный доход, Вам придётся оторвать свой зад от насиженного места, "включить" спящие десятилетиями мозги и созидать-созидать-созидать своё изобилие. А когда Вы станете супер-успешны и супер-богаты, Вы уже не сможете не созидать. Вам просто не захочется "отдыхать". От чего? Ведь жизнь так интересна, насыщенна и коротка! И чтобы она не прошла впустую, отыщите своё предназначение, вцепитесь в него руками и ногами и действуйте, действуйте, действуйте!
- Перестаньте верить всевозможным слухам и "само-собой-разумеющимся" вещам.
- Набирайтесь собственного опыта и доверяйте только себе.
- Станьте осознанными.
- Займитесь собой.
- Не вмешивайтесь в жизнь других и не позволяйте другим вмешиваться в Вашу жизнь.
- Действуйте, руководствуясь правилами, установленными самими собой для себя!