Существуют следующие виды травм
- Экзистенциальная травма (ситуация смертельной угрозы), сопровождается страхом смерти и ставит человека перед выбором: замкнуться в себе или проявить душевную стойкость, стать сильнее.
- Травма потери (смерть близких) провоцирует страх одиночества и ставит человека перед выбором: зациклиться на чувстве траура и скорби или оставить его в прошлом.
- Травма отношений (злоупотребление, предательство или разрыв отношений) провоцирует разочарование и гнев и ставит человека перед выбором: не доверять больше никому или снова научиться доверять и любить.
- Травма непоправимой ошибки (аморальный поступок) провоцирует чувство вины и стыда и ставит человека перед выбором признать или не признать свою ответственность за содеянное.
Какие особенности работы с этими видами травм существуют?
Зная ключевую модель работы с травмой (зрелая-взрослая часть, болевая-проблемная, агрессивно-контролирующая часть), давайте с вами обсудим, какие особенности работы с различными видами травм существуют.
Экзистенциальная травма
Один из эффективных расстановочных приёмов — конфронтация со смертью. Делается это следующим образом. В рабочее поле расстановки ставятся заместители: фигура "Клиент", фигура "Жизнь" и фигура "Смерть". И в этом пространстве заместитель клиента ищет своё место. Очень часто образы жизни и смерти — это две фигуры, не угрожающие, а помогающие человеку, заботящиеся о нём, но по-разному. И дальше в процессе расстановки применяется ряд интервенций, в ходе которых клиент получает все доступные виды ресурсов, помогающие осуществить в сознании человека разворот к жизни как к цели.
Если человек боится внезапной смерти, выводим из клиента ту его часть, которая этого боится, и элемент-причину этого состояния ("то, с чем это связано"). Причина может лежать в биографическом опыте клиента, в родовом опыте предков (гибель родственника на войне), в опыте предыдущих воплощений. В зависимости от кластера причины, ситуация обрабатывается интегративными методами системной расстановки, НЛП, эриксоновского гипноза, процессуальной, провокативной и телесной терапии и т.д.
Очень хорошо в этой ситуации работают косвенные внушение, вложенные в истории и притчи, которые терапевт рассказывает клиенту. Например, смена времён года ("Весной снег умирает и превращается в воду") может символизировать сезонность, временность всего сущего. Смерть — это обновление, преображение, трансформация, это просто изменение формы существования, это новый опыт. Цикличность, смена одного другим — это естественно и нормально.
Очень хорошо могут помочь клиенту справиться с пониманием феномена смерти примеры из книг Майкла Ньютона "Путешествие души", "Предназначение души" и из книг Моуди "Жизнь после смерти", "Жизнь после жизни", из фильмов — "Куда приводят мечты". Книги и фильмы, посвящённые переживаниям после смерти, а также истории из опыта расстановщика и его клиентов, могут очень хорошо успокоить и настроить клиента на позитивный лад. У клиента может быть культуральное отношение к смерти как к чему-то страшному, чёрному, негативно-окрашенному, а когда вводим понимание цикличности, метафоры обновления, история путешествий души, истории волшебных подарков, которые делают предки своим потомкам после смерти — мы, по сути, меняем у клиента его восприятие образа смерти на более позитивное.
Очень хорошо работает метафора жизни как школы. Согласно данной метафоре, мы приходим на планету Земля для того, чтобы расти, развиваться, учиться важнейшим вещам. Для этого на земле созданы прекрасные условия для обучения и сдачи переводных экзаменов. Если зачёт не сдан, он остаётся на следующее воплощение. В этой метафоре, человек может воплощаться на Земле в самых разных ролях: нищего и богача, мужчины и женщины, свободного и раба, короля и простолюдина. Суть этого движения из класса в класс школы — это обогащение опыта души, повышение духовного потенциала, способности любить и т.д.
Итак, прежде чем приступать к расстановке на тему жизни и смерти, приходится массу чего рассказать клиенту и согласовать позиции и взгляды. Сначала надо расставит вешки, а потом осуществлять решения. Важно, чтобы у расстановщика самого тема жизни и смерти была проработана достаточно хорошо. Когда сам расстановщик относительно этой темы спокоен и сбалансирован, то и клиенту он помочь сможет.
Иногда приходится прибегать в провокативной терапии. Однажды приходит к нам на занятия девушка и заявляет с порога: "Я хочу умереть. Помоги мне". Девушку завернули в несколько одеял, и несколько человек сели на неё сверху. Это очень тяжело. Дышать практически невозможно. Девушка, попав под такой груз, как заорёт: "Слезьте с меня… Я всё поняла… Жить уже хочется…". Это была, конечно же, очень жёсткая провокация, но девушка уходила от нас в этот вечер намного бодрее.
В одном из приёмов "Танатотерапии" моделируются символические похороны. Клиента укладывают в символический гроб, произносят над его телом соответствующие прощальные речи, его закрывают, закапывают. Эффект процедуры очень интересный. Клиент входит в контакт с энергией смерти. А в этом контакте всё очень серьёзно. И когда она к нему прикасается, у него сразу все "шутки в сторону!". Он сразу понимает: "Ещё не время! У меня куча дел. Я ещё поживу. Мне есть, о ком заботится. Мне есть, ради чего жить".
После терапевтической процедуры один из депрессивных клиентов стал отстаивать свои права, ругаться с окружающими. Это на самом деле очень хороший знак. Появление агрессии у таких пациентов — это, значит, к ним жизнь возвращается. Это нужно объяснять родственникам клиентов, чтобы они поддерживали этот целительный процесс в домашних условиях, реагировали правильно. Можно вспомнить треугольник Картмана (спасатель — жертва — агрессор). Страх смерти — это чрезмерный акцент на состоянии жертвы. Например, клиент слишком истощился, спасая других, впал в состояние пассивности и страха. Его можно отвлечь от позиции жертвы тем, что спровоцировать более быстрый переход в агрессивную фазу, разбудить здоровую злость. Это для клиента уже более ресурсная роль. А можно дать поручение помогать другим, ещё более слабым. Иногда это тоже очень хорошо срабатывает. Но главное — снять системные переплетения, в силу которых клиенту выгодно быть жертвой. Это выводит клиента из плоскости треугольника, из замкнутого круга на новый этаж жизни.
Небольшая история из жизни. Я однажды испытал не очень комфортные ощущения, когда зашёл в краеведческий музей. На витринах фотографии всех рабочих завода в 1895 году, в 1913 году и т.д. Это сотни лиц давно умерших людей, смотрящих с фотографии на посетителей. Это оказалось для меня чересчур тяжёлым. Слишком большой концентрат энергии смерти. Поэтому фотографии умерших в доме — это не очень хорошо для живых.
Ещё пример — археология. Я участвовал в нескольких археологических экспедициях. Это было интересно до тех пор, пока энергия, привязанная к древним артефактам, не приходит к тебе в гости. "Привет, ты чего-то искал, мы здесь!". Это, как минимум, очень некомфортно. Помнится один случай, начальник прибалтийской экспедиции собрал нас у костра вечером на новом месте и говорит: "Слушайте внимательно, инструктаж по технике безопасности. Если ночью к вам придёт привидение, постарайтесь с ним по-хорошему поговорить и объяснить, что хотите спать, и попросите его не мешать. Если не поймёт, пошлите его русским матом. Если матом не поможет, вот вам молитва Богородице, всем переписать, выучить наизусть и пользоваться при необходимости". У меня был полный разрыв шаблона, а он копал древности много лет, и у него сложилась своя система безопасности. Три уровня.
Травма потери (смерть близких)
Когда клиент приходит к терапевту в состоянии травмы потери, его состояние напоминает состояние героя Вицина между Моргуновым и Никулиным в "Кавказской пленнице". Он как на растяжке. Будущее туманно, и он судорожно цепляется сознанием за прежнюю реальность, за то, что прежде было для него дорого, пытается обнимать фантом, пытается удержать контакт с тем, что уже не существует. Вот что с ним делать терапевту? Как помочь адаптироваться к новой жизни?
Можно помочь ему переключиться на планирование будущего, на мечты.
Можно поставить в расстановку фигуры его детей, чтобы он понял, что есть ради кого жить и есть, о ком заботиться. "Ради детей стоит жить. О детях надо заботиться. Только представь, как им нужен отец (или мать)…". Это своеобразные фразы-аксиомы. С ними невозможно спорить. И образ детей, и того, ради чего стоит продолжать жить, очень сильно отрезвляет клиента, выводит его из транса отрицания жизни.
Можно разделиться с умершими и повернуться в будущее: "Покойтесь с миром, а я ещё поживу. Смотрите на меня доброжелательно". Символы разделения могут быть самые различные. Очень важна в этом ритуале серьёзность и уважительное отношение.
Наивно полагать, что мы влияем на мир мёртвых своими словами, поступками и ритуалами. Психологическая парадигма считает, что ритуалами уважения мы регулируем мир живых, проекции, мнения, убеждения и установки живущих. На самом деле феномен взаимосвязи мёртвых и живых — это просто феномен, феномен, пока для нас непостижимый. Научных данных в этой сфере пока маловато. И для многих людей опираться на то, что непостижимо, но проверено временем и освящено традицией надёжнее, чем опираться на скудные данные науки.
Когда мы были в ашраме Саи Бабы в Индии, мы сходили на могилу его родителей и повесили гирлянду цветов на ограду. Как только мы это сделали посреди бела дня нас окатила волной горячего тепла, мы просто замерли и, почти не дыша, ощущали, как через нас течёт водопад праздника, нежности и благоговения. Как в макушку Господь поцеловал. И возвращались мы оттуда в состоянии счастья.
Иногда, не зная сути и смысла ритуала, просто повторив за народом некие непонятные действия, получаешь очень сильные, феноменальные ощущения. Один из таких эпизодов произошёл в Сербии. Мы учились языку ненасильственной коммуникации. И к середине дня все очень устали. Одна из участниц заметила нашу общую усталость и предложила сделать небольшую разминку. Мы 5 минут потоптались в хороводе как в детском саду, четыре шага в одну сторону, четыре в другую, четыре к центру, четыре вовне, и так 5 минут. Особой динамики заметно не было. А вот результат был просто потрясающий. Я ощущал себя совершенно бодрым, полным сил и прекрасно отработал ещё несколько часов до конца дня. Я понял, что в момент хоровода что-то важное произошло. Я спросил об этом у участницы, в чём суть? Как это могло получиться? Она мне сказала, что это был небольшой фрагмент ритуала, который древние кельты проводили 21 марта, приветствуя солнце и приглашая его энергии на землю. По сути, сам не понимая того, вслепую, я в течение 5 минут участвовал в древнем ритуале приглашения энергий солнца на Землю, и это дало мне потрясающие, незабываемые ощущения. Т.е. за 5 минут ритуала энергия солнца наполнила каждого, независимо от того, знал он смысл или не знал. Получается, что можно не знать сути ритуала, а получить очевидные эффекты. И в этом смысле, когда мы просим клиента, находящегося в травме утраты, проститься с умершим, закрыть его покрывалом, проводить его в мир мёртвых, закрыть дверь, провести разделительную черту, мы ему даём клиенту послание — всё сделано правильно. С умершими всё в порядке. Они там, где им следует быть. Негативных проекций у клиента больше нет. Гештальт завершён. Мы сделали для них всё, что могли.
Одна из довольно сложных ситуаций — когда человек не успел и не смог подготовиться к смерти в силу её внезапности (авария, удар током и т.п.). Очень часто они какое-то время проводят среди живых родственников. Называют их "шатунами". Очень важно помочь таким умершим: назвать вещи своими именами ("Дорогая бабушка, ты умерла"), сориентировать, проводить до нужного места, сделать знаки уважения, разделиться с благодарностью.
Церковные ритуалы также прекрасно помогают клиенту в этой работе, если они для него культурно привычны.
Травма отношений
Самой распространённой ситуацией травмы отношений — является развод, разрыв отношений. Сопровождается гневом и разочарованием. "Я надеялась, что буду с ним в счастье 100 лет, а он (она) мной попользовался и сбежал(а) к другому. И я, как вкладчик банка, который лопнул, вкладывал, вкладывал, а ничего не получил". Разочарование сильное и может сопровождаться решением: "Всё! "Больше никому доверять не буду! Больше никому сердца не открою!". А может сопровождаться требованием к терапевту как всемогущему волшебнику: "Верните мне мужа!".
Что можно сделать с этой ситуацией в расстановке? Можно отреагировать гнев. Может поискать причины для оправдания друг друга: "Смотри, ты была подгружена вот этим, твой партнёр — вот этим, вот поэтому вы не смогли быть вместе. Не вина это чья-то, а беда". В практике у меня был случай, когда детсадовская ситуация влияла на сексуальные взаимоотношения мужа и жены. Если ликвидировать негативные программы, и сделать это симметрично для обоих партнёров, и кроме того научиться обсуждать проблемы совместно, в уважительном диалоге — многое можно восстановить. Это совместный труд, а терапевт вам в помощь.
Очень продуктивна идея, что любые отношения симметричны и взаимны. Не может суицидник вступить в долговременные счастливые отношения с жизнелюбом и оптимистом, свободным от негативных программ. Если сошлись два человека вместе, значит, структура их внутренних программ этот союз допускает. Одна шестерёнка должна подходить другой шестерёнке. И если терапировать только одного из пары, это может усилить ассиметрию и может привести к окончательному разрыву отношений. Один — освобождённый — побежал покорять вершины успеха, а другой остался со своими грузом в яме. Поэтому, если есть желание восстановить отношения, очень важно договориться о параллельной или одновременной терапии обоих партнёров.
Если восстановление прежних отношений невозможно, нужно работать на привлекательность клиента для нового партнёра и создания новых отношений. Целью в такой работе может быть новое состояние: "Я привлекательный мужчина (я привлекательная женщина)". Приведу пример. Обратилась ко мне женщина. При рукопожатии рука, как селёдка — мокрая и холодная. Энергии ноль. Очень большой вопрос, как она вообще ходит и дышит. Запрос: "Мой муж ушёл к любовнице. Помогите". Совместной параллельной работы по понятным причинам не было. Была у нас работа по повышению своего личного ресурса привлекательности. Через несколько месяцев работы и серии расстановок мужчина вернулся домой. К этому времени рукопожатие у этой женщины стало очень тёплым, мягким и энергичным. И уровень энергии поднялся до 100%. Таким образом, одна из важнейших задач расстановщика и терапевта — переключить клиента с запроса "Верните мне мужа (партнёра)" на запрос "Как стать самому привлекательным".
Ещё один очень важный аспект в работе с травмой отношений. Нельзя в этой сфере дать гарантий. Всю работу делает сам клиент. Терапевт просто его помощник, проводник, специалист по использованию различных инструментов для изменения. То, что ресурсов у человека станет больше — это правда. А вот восстанавливать старые отношения или искать новые — это решать только самому клиенту.
Таким образом, в работе с травмой отношений приходится очень много работать по формированию позитивного образа себя: "Я — хороший". И допустим, мы со всеми старыми разочарованиями и отношениями разобрались, разделились с прежними мужьями, любовниками, чтобы человек стал свободным для новых отношений. И вроде человек стал свободен для новых отношений. А ему не хватает элементарных поведенческих навыков. Не умеет он знакомиться, общаться, целоваться, приглашать на танец, ухаживать. Что делать? Здесь огромный пласт поведенческой терапии, это длительный период тренировок и выполнения домашнего задания до результата. Системная терапия и поведенческая тренировка — две стороны медали. Одно должно сопровождаться другим.
Ещё один пример из практики. Одна из женщин-клиенток жаловалась на недостаток внимания мужчин, а сама выкладывала в интернет свои фото в купальнике. В расстановке выясняется, что зрителями её фотографий являются 60-летние мужчины и, внимание — их жёны. По сути, они занимались с ней виртуальныйм сексом, отбирая у неё энергию для реальных отношений. Рекомендация в этом случае одна — убрать фотографии из сети и соблазнять мужчин, выстраивать с ними отношения в реальной действительности, один на один.
Травма непоправимой ошибки
Как пример, расскажу вам историю 60-летнего мужчины, у которого сильно и долго болела 80-летняя мать. Самое страшное для него оказалось не то, что она умерла, а то, что незадолго до смерти, он, думая, что она спит, обсуждал какие-то злободневные вопросы, связанные с её болезнью и возможными похоронами, при ней, в её комнате. И вдруг он замечает, что она не спит и всё слышит, и по щекам её текут слёзы. Это для него была непоправимая ошибка. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Рассказывая об этом, он буквально заливался слезами. Это было глубочайшее раскаяние. И невозможность вернуть всё на прежнее место, невозможность исправить.
Часто непоправимой ошибкой может стать для человека факт измены, незапланированной беременности, аборта, аварии, повлёкшей смерть людей. Данная ситуация провоцирует сильное чувство вины: "Я никто, звать меня никак", "я во всём виноват", "я не имею права", "я слизь на грязи, на плесени". Это мощнейшее внутреннее самоограничение. Человек не пользуется возможностями в карьере, в отношениях, деньгах только из-за своего чувств вины.
Чтобы понять всю серьёзность последствий этой травмы, представьте себе ситуацию. "Жил-был великий хирург, который спас 50 000 человек от верной смерти своим несравненным искусством. А 50 001 пациент умер на его операционном столе. И бросил хирург свою профессию, и ушёл в скитания. И где он умер, никто не знает". А ведь он мог спасти от смерти ещё 50 000 человек. Таким образом, травма непоправимой ошибки приводит к неэффективным решениям.
Итак, что делать, если к вам пришёл такой человек? Первое, что нужно сделать — это согласиться с фактом произошедшего и признать свою часть ответственности. "Что случилось, то случилось. И это действительно сделал я". После искреннего признания фактов суета уходит. Человеку не хочется бегать и искать оправданий. Энергия больше не тратится на суету. И эта энергия просто оказывается в его распоряжении, в его руках. Дальше нужно просто развернуть эту энергию в позитивное конструктивное русло. "В память об этой ошибке, в память о погибших я сделаю много хорошего для других". "Прошлое не исправить, а будущее создать можно. И я этим займусь". Например, в память об абортированных детях можно участвовать в благотворительных акциях в пользу детей-инвалидов и сирот. Главное, перевести эту деятельность в конкретные планы, а планы до реализации.
"Согласие с бессилием". Вместо сожалений и вины насчёт аборта нужно просто и честно сказать себе: "У меня тогда действительно не было ресурсов для рождения здорового ребёнка". По сути — это выход из позиции самообвинения, как заезженной пластинки.
Много пословиц "Не согрешишь — не покаешься", "Не ошибается только тот, кто ничего не делает". Как в анекдоте про водителя троллейбуса, пассажиры которого истово Богу молились, когда он был за рулём, логика событий может быть иная. С нашей точки зрения, что-то может быть несправедливо, а с другой точки зрения — очень хорошо для нас и нашего развития. Рассмотрение ситуации с различных точек зрения помогает переосмыслить ситуацию и выйти из паралича виноватости.
Если человек совершил что-то такое, за что должен сесть в тюрьму, то справедливее и лучше для всей его семейной системы, чтобы он сел в тюрьму. Мне известен случай, когда из-за старшеклассника, который без разрешения родителей поехал на их машине, погиб человек. Его отец подключил связи, дал взятки, избавил сына от тюрьмы. Сын его, оставшись на свободе, стал чудить так, что родственники тридцать три раза пожалели. Все структуры успеха в этой семье перекрылись. И в расстановке проверяли разные варианты решения. Единственный вариант, который ведёт к позитивным изменениям — если сын возьмёт на себя ответственность за смерть другого человека.
Ещё история о непоправимой ошибке. Две девушки забеременели от парней. В одном случае, несмотря на юный возраст, сыграли свадьбу, сейчас оба работают, двое детей, нормальная семья. Другого парня родители отмазали: "Это не твои проблемы, а её". Сейчас ситуация катастрофическая, молодой человек — хронический алкоголик, ни специальности, ни постоянных отношений. И такие истории нужно рассказывать людям. Потому что очень часто к психотерапевту приходят для того, чтобы он снял с них ответственность. А на самом деле это невозможно.
Итак, существует много видов психических трав. Но для каждой травмы существует подходы и инструменты для их разрешения, и не только расстановочные.
А вот о расстановочных инструментах работы с травмой читайте в следующей статье.