Продолжение статьи про типы духовного кризиса. Начало в предыдущем посте. Там я писала о пробуждении энергии Кундалини, Шаманском кризисе, зависимостях — алкоголизм и наркомания, Состояниях одержимости и Околосмертных переживаниях. Здесь продолжение.
- Проявления кармической памяти и переживания "прошлых жизней".
До сих пор нет доказанных данных про реинкарнации и прошлые жизни. Кто-то в них верит, кто-то считает, что это часть области коллективного бессознательного, которое проявляется для чего-то. Это своеобразные окна к себе, внутрь себя. И переживание подобного опыта несёт в себе глубинный целительный потенциал. Всё это относится к области трансперсональных пережваний. Это могут быть отдельные фрагменты истории "прошлой жизни" или же подробное доскональное пережвание, где в мельчайших подробностях можно увидеть детали интерьера, одежду, лица и события, которые происходили. Часто подобные переживания сопровождаются мощными физическими ощущениями и эмоционально окрашены. Если вы переживаете смерть на гильотине, то это будет ощущуение целого спекрта эмоций и физическое ощущение металла на шее и отделение головы. Был у меня подобный опыт. Мало приятного… Наиболее убедительным и правдоподобным это кажется из-за ощущения, что "со мной было это раньше", и кажется, что это реальное личное воспоминание, о котором случайно вспомнилось.
И, несмотря на то, что мы пока ещё не знаем, точно ли идея "прошлых жизней" отражает источник этих переживаний, сам целительный потенциал переживаний "прошлых жизней" даёт возможность серьёзно воспринимать эти эпизоды, независимо от того, что мы думаем об их происхождении. На этих переживаниях основаны многие религии, которые верят в реинкарнацию и законы кармы. И что то, как ты проявляешь себя в этой жизни, влияет на то, что будет ждать тебя в следующей.
"Карма, камма — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования" (Википедия).
Сейчас концепция кармы, кармических задач и кармических проблем в этой жизни очень популярна. Её эксплуатируют все, кому не лень, и не всегда адекватно. Законами кармы пытаются объяснить всё подряд, придумывают много новых практик для исцеления "кармических проблем" и "прошлых жизней". Все проблемы в отношениях, с деньгами, со здоровьем и т.д. объясняют "кармическим наследием" и последствием прошлых жизней. Но все эти проблемы исчезают достаточно быстро, когда человек берёт на себя ответственность за всё происходящее в его жизни и сознательно переживает данный кармический опыт, каким бы сложным он не был.
Иногда переживание опыта "прошлых жизней" может представлять из себя проблему. До того как это опыт проявится на уровне сознания полностью, у человека в обыденной жизни могут возникать неожиданные сильные эмоции, странные физические ощущения и видения, которые не понятно, откуда берутся и что означают. Из-за того, что с ними нет достаточного контакта и пока переживаются вне своего контекста, они выглядят станно непостижимо и иррационально. Часто такие переживания могут мешать выполнению ежедневных задач, неожиданно поднимаясь в самый неподходящий момент и проявляясь в виде странных видений, эмоций или телесных реакций.
Также подобные переживания часто вызывают внутренний конфликт, так как, с одной стороны, сложно объяснимы с точки зрения западного мира. Они не вписываются в рациональные объяснения и не согласуются с привычными убеждениями и ценностями западного мира, который игнорирует эти феномены и не имеет для них объяснения. С другой стороны, сами переживания настолько убедительны и реальны, что человек просто принимает их послание, но может чувствовать замешательство, столкнувшись с необъяснимыми, но убедительными личными переживаниями, ставящими под сомнение всю их систему мировозрения. После того, как кармическая память полностью поднялась, возникает проблема интеграции этого опыта. Отрицание возможности реинкарнации как христианской церковью, так и материалистической наукой представляет проблему, как для верующих, так и для атеистов, так как их убедительный личный опыт бросает вызов их системе убеждений и принципов, разрушая сложившуюся систему ценностей. И далее этот конфликт либо вытесняется-это мне показалось, этого не было. Или прорывается, помогая интегрировать этот опыт в жизнь и меняя саму систему ценностей человека.
- Кризис проявления экстрасенсорных способностей.
Иногда ещё называю кризисов психического раскрытия.
Достаточно частым явлением при любых духовных кризисах является возросшая интуиция проявление экстрасенсорных способностей. Проблема возникает, когда информации становится слишком много, и она мешает нормальной жизни.
Внетелесные путешествия. Когда они происходят, сознание отделяется от тела, может свободно путешествовать везде. Во внетелесных путешествиях можно наблюдать себя самого издалека, или быть свидетелем происходящего где-то далеко, или бывать в разных неведомых местах.
Явления психосенсорного восприятия — телепатия, ясновидение, предвидение, психометрия. Человек, переживающий драматическое раскрытие психических способностей, может настолько чувствовать переживания, эмоции и мысли других людей, что ему кажется, что он обладает телепатическими способностями. Часто это очень мешает в жизни, так как человек, проживающий подобное, часто не может разделить где его переживания, а где чужие, он чувствует настроения — состояния других людей рядом, особенно когда рядом кто-то с плохим настроением, или у человека рядом что-то болит. Предвидение событий будущего и видение событий на расстоянии могут приводить в смятение переживающего их человека и тех, кто его окружает, поскольку они серьёзно подрывают наши привычные представления о реальности.
- Переживания "медиума".
В переживаниях, которые можно отнести к "медиумическим", у человека возникает чувство потери собственной идентичности и обретение идентичности другого человека — принятие телесного образа, жестов, чувств и даже мыслительных процессов другого человека. Опытные экстрасенсы, шаманы и духовные целители используют эти переживания контролируемым и продуктивным образом. Однако в ходе кризиса психического раскрытия их неожиданное проявление могут быть очень пугающими.
- Синхронистичность.
Этот феномен был обнаружен и описан Карлом-Густавом Юнгом. Часто человек, находящийся в духовном кризисе, видит вокруг сверхъестественные совпадения, события обыденной жизни связываются со снами и видениями, бывает ощущение "дежа-вю". Важно, что эти несущие свой смысл синхроничности являются подлинными феноменамии, и их не нужно игнорировать и считать иллюзиями, как это часто бывает в современной психиатрии. Необычные проявления синхронничности сопутствуют многим формам духовного кризиса, но особенно типичны для кризиса психического раскрытия.
- Общение с духами-проводниками и ченнелинг.
Ченнелинг — это способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Такому сознанию можно предоставить возможность выражать себя через человека — ченнелера, или "канала".От англ. Channeling — "прокладывание канала", или "передача по каналу"; более ранний термин "контрактёрство".
В свооих трансперсональных переживаниях человек может встретиться с сущностью, которая принимает на себя роль учителя, проводника, помощника, защитника или просто удобного источника информации. Эти сущности воспринимаются как не имеющие матери, сверхчеловеческие сущности. пришельцы, божества, существующие на более высоких планах сознания и наделённые чрезвычайной мудростью.
Они принимают личную форму, или появляются как сияющие источники света, или просто дают возможность ощутить своё присутствие. Их послания обычно принимают форму прямой передачи мысли или же иной экстрасенсорной передачи. Менее часто они приходят как вербальные послания.
Являясь каналом для передачи информации от источника, человек в состоянии транса говорит или записывает телепатически воспринимаемые мысли. Феномен "контактерства" играл важную роль в истории человечества. Среди священных учений, полученных таким образов-множество священных текстов огромной культурной значимости, таких, как древнеиндийские Веды, Коран или "Книга Мормона". В последние несколько лет ченнелинг очень популярен в эзотерических кругах.
Опасности ченнелинга заключаются в возможности потере идентичности того, кто является каналом. Или, наоборот, опасность раздувания Эго из-за того, что "дух выбрал меня для этой миссии", и это доказательство моего собственного превосходства. А также эти переживания могут вызвать серьёзный кризис, так как никак не проверить достоверность и точность информации из источника, природа которого совершенно необъяснима. Иногда человеку могут приходить точные сведения о вещах, с которыми он до сих пор никогда не сталкивался, и это трудно объяснить. Тогда это явление переживается как неопровержимое доказательство существования духовной реальности и может быть причиной внутреннего конфликта между тем, что есть и в привычным мировоззрением.
Качество передаваемого материала варьируется от банального и сомнительного до действительно сверхъестественного. Последнее может служить убедительным доказательством участия сверхъестественных сил.
Правдоподобный контакт с запредельным может вызвать страх безумия, особенно если слышаться голоса, хорошо известный симптом параноидальной шизофрении.
- Пиковые переживания, или эпизоды сознания единства.
Человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему, трансцендируются, и у человека возникает чувство бесконечности и вечности. Эмоции, связанные с этим состоянием, охватывают диапазон от глубокого спокойствия и мира до переполняющей радости и экстатического восторга.
Американский психолог Абрахам Маслоу, занимавшийся изучением переживаний эпизодов единения сознания, назвал их "пиковыми переживаниями".
Пиковые переживания, вершинные переживания (англ. Peak experiences) — введённое А. Маслоу обобщающее понятие для переживаний, связанных с внезапными ощущениями интенсивного счастья, полноты существования, которые нередко сопровождаются также сознанием некоторой "абсолютной истины" или единства всех вещей.
Описывая их, он остро критиковал западную психиатрию за её тенденцию путать эти состояния с психическими заболеваниями. Согласно Маслоу, их следует считать сверхнормальными, а не ненормальными феноменами. Если их естественному протеканию не мешают и не препятствуют, они обычно приводят к более эффективной реализации в мире и раскрывают способности более полно выражать свой творческий потенциал.
Для пиковых переживаний характерно:
- Единство внутреннего и внешнего.
- Сильная положительная эмоция.
- Выход за пределы времени и пространства.
- Ощущение сакральности (Нуминозность — божественное присутствие).
- Парадоксальная припода.
- Объективность и реальность озарений.
- Приобретение мудрости в вопросах вселенского значения.
- Неизъяснимость.
- Позитивные последствия — самоактуализация и самореализация.
- Процесс психологического обновления.
Психологическое обновление через возвращение к центру.
Ещё один важный тип трансперсонального кризиса был описан американским психиатром и юнгианским аналитиком Джоном Уэйром Перри, который назвал его "процессом обновления". Для поверхностного наблюдателя переживания людей, вовлечённых в процесс обновления, выглядят настолько странно и экстравагантно, что может казаться вполне логичным связывать их с каким-то серьёзным патологическим процессом, затрагивающим деятельность мозга.
Для человека, проживающего такой кризис, характерно:
- переживание собственной психики, как центра фантастических событий, как битвы космического масштаба между силами Добра и Зла, Света и Тьмы.
- озабоченость темой смерти-ритуального убийства, жертвоприношения, мученичества и загробной жизни.
- увлечённость проблемой противоположностей, особенно вопросы, связанные с различиями между полами — идентификация с противоположным полом.
Путешествие в историю — свою собственную, человечества, творения мира, изначальное состояние рая и т.д. Они переживают себя в качестве центра фантастических событий, имеющих космическую значимость и важных для судеб мира. Их визионерские состояния имеют тенденцию переносить всё дальше и дальше назад во времени, через их собственную историю и историю человечества к моменту сотворения мира и к изначальному райскому состоянию.
Стремление к совершенству. В этом процессе они стремятся к совершенству, пытаясь скорректировать то, что было неправильно в прошлом. После периода смятения и волнений переживания становятся всё более и более приятными и начинают смещаться по направлению к разрешению. Этот процесс часто достигает своей кульминации в переживании "священного брака", который происходит либо с воображаемым архетипическим партнёром, либо проецируется на идеализированного партнёра из реальной жизни. Обычно этот момент отражает достижение нового равновесия между мужским и женским аспектами личности.
В это время человек может испытывать переживания, связанные с тем, что в юнгианской психологии считается символами, представляющими "я", или Самость, трансперсональный центр, отражающий нашу глубочайшую и подлинную природу и сравнимый с индуистской концепцией Атмана-Брахмана, "божественного внутри". В визионерских состояниях он проявляется в форме источника света неземной красоты, драгоценных камней, жемчужин, сияющих драгоценностей и других подобных символических вариаций.
Обычно существует стадия, на которой эти восхитительные переживания интерпретируются как личный апофеоз, процесс, возводящий человека в чрезвычайно возвышенное или даже полностью сверхчеловеческое состояние великого лидера, спасителя мира или даже Властелина Мироздания. Нередко это сочетается с глубоким ощущением духовного возрождения, вытесняющим предшествующую озабоченность темой смерти.
Во время завершения и интеграции у человека обычно возникает образ идеального будущего-нового мира, управляемого любовью и справедливостью, где преодолено всё зло и все болезни. Когда интенсивность процесса ослабевает, человек понимает, что вся эта драма представляла собой психологическую трансформацию, в общем и целом ограниченную рамками внутреннего мира главного героя.
Согласно Перри, процесс обновления развивается в направлении того, что в юнгианской психологии называется "индивидуацией" — наиболее полным выражением глубинного потенциала. Позитивный результат этих эпизодов и их многообразные связи с архетипическими символами древних культур свидетельствуют о том, что процесс обновления вряд ли является случайным следствием функциональных расстройств мозга. Более подробную информацию об этом типе духовного кризиса можно найти в статье Перри "Духовный кризис и обновление".
Из-за глубины и интенсивности этот тип психодуховноно кризиса чаще всего диагностируется как серьёзное психиатрическое заболевание.
Людям, переживающим духовный кризис, нужна информация, потому что часто люди не понимают, что с ними происходит и думают, что начинается психиатрическое заболевание, и нужна поддержка. Об этом я напишу в следующем посте. Этот и так вышел слишком длинным.