Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня наш разговор — о проблемах.
К психологу люди обычно обращаются с просьбой помочь в той или иной проблеме. Это совершенно разные люди, и у всех у них свои проблемы — в семье, в карьере, в личной жизни. Но давайте попробуем понять: а что между разными проблемами у разных людей общего? И поставим более общий вопрос: из-за чего возможны ситуации, с которыми сам человек не может справиться, и ему нужна помощь?
В течение своей жизни человек сталкивается с огромным количеством разных обстоятельств. Среди них, к сожалению, есть хронические или постоянно повторяющиеся неприятные ситуации, вызывающие напряжение. Это конфликтные отношения с близкими, это трудности на работе, это длительное безденежье, несчастливый брак и так далее. Любой человек в течение своей жизни с большой вероятностью не раз оказывается в ситуации, которую он считает проблемной. И само пребывание в такой ситуации сопровождается душевной или физической болью, внутренним протестом. Возможно, это даже состояния одиночества, страха, горя. Это ощущения психического напряжения, беспокойства, дискомфорта, несвободы.
К сожалению, в этих ситуациях мы часто склонны застревать надолго. Дискомфортные ситуации могут тянутся буквально годами. Проблема — это не временное, а длительное состояние. Что же происходит, почему мы сживаемся с тем, что нам неприятно? С этим люди приходят к психологу.
Или же, наоборот, мы готовы резко выходить из проблемной ситуации, буквально разрушать её. Мы расстаёмся с супругом или супругой, меняем работу. Но затем, почему-то, попадаем в те же проблемы на следующей работе, в следующих отношениях. И этот цикл — ведь проблема никуда не делась, она с нами — тоже становится причиной для того, чтоб искать помощи у психолога.
А ведь нам хочется другого — свободы в выборе жизненных обстоятельств. Мы хотим строить благополучие и счастья. Но как же далеки эти здоровые устремления от реальности! Жизнь в проблеме становится для нас нормой. Жизнь превращается в попытки построить домик своего счастья на песке проблем. Почему так происходит, почему мы это принимаем?
С точки зрения психологии, длительное пребывание в той или иной проблеме, её повторение, возможность или невозможность проблему разрешить, перерасти — связано с работой бессознательными механизмов, определяющих нашу адаптацию к внешнему миру, наши реакции и поведение в дискомфортных ситуациях.
Механизмы эти основаны на то, что даже в самой сложной ситуации психика (её бессознательная часть) достаточно быстро находит выход: компенсация дискомфорта здесь и сейчас.
Как обычно звучит запрос к психологу человека, который находится в проблеме? Обычно так: "Мне нужно успокоиться, нужно набраться сил, нужна стабильность". Человек как бы планирует продолжать терпеть то положение вещей, которое ему не нравится, и для этого ему нужны силы, ресурс. И в этом он следует "совету" своего бессознательного.
Запрос клиента может звучать и несколько иначе: "Мне нужно понять, как поступать правильно, мне нужно изменить отношение, понять как сделать так, чтобы другие люди вели себя со мной лучше". Здесь опять запрос бессознательно построен так, чтоб с ситуацией ужиться.
Так включаются механизмы "сживания с проблемой". Парадокс: в оценке действительности мы словно исходим из того, что проблема неизбежна, но её можно обжить изнутри, сделать пребывание в ней комфортной. Как мы обживаем квартиру, даже если она нам не очень нравится.
Если присмотреться к человеческой жизни, мы видим, как огромное количество действий предпринимается именно для того, чтоб "обжить" свою проблемную ситуацию.
Например, проблема — это потеря близкого человека. Проблема острейшая. Для того, чтоб заглушить боль, отвлечься, человек уходит в работу, увеличивает употребление алкоголя. Ощущения боли, вины, опустошения компенсируются ощущением успокоения.
Одиночество. Здесь так же видим уход в работу, в любую деятельность, которая занимает время и даёт ощущение востребованности, например, новое хобби, уход за домашними животными. Решается ли проблема одиночества? Нет. Оно остаётся проблемой. Но с ним становится комфортнее жить.
Конфликтные отношения между супругами — одна из самых частых проблем. Как способы компенсации возникают поиск отношений вне семьи, поиск всевозможных материальных удовольствий ("шопоголизм"), снова — уход в работу. И это тоже комплекс действий, которые направляются на уживание с проблемой, не на её решение.
Итак: в проблеме человек автоматически ищет и предпринимает такие действия, которые дадут ему внутри проблемы ощущение комфорта.
Почему же дело обстоит именно так?
Человеческая психика — это прежде всего огромный механизм адаптации к внешней среде, набор программ, обеспечивающих элементарное выживание. И именно такими механизмами "начинено" бессознательное.
Важнейшая функция психики, которой она самообучается буквально с первых часов жизни, быстрый, почти мгновенный поиск вариантов снижения дискомфорта, устранение источников беспокойства и боли, компенсация дефицита энергии. Мы таким образом защищаем, себя от внешних воздействий (холод, жара, отсутствие пищи). И это делает даже грудной ребёнок.
Быстрая адаптация, быстрый поиск комфортного состояния необходимы для физического выживания человека, для сохранения гомеостаза. Наш организм стремится сохранять постоянство своего внутреннего состояния, поддерживать динамическое равновесие с внешней средой. Мы стремимся на уровне ощущений как можно быстрее компенсировать любое негативное внешнее воздействие, почувствовать себя более комфортно и ресурсно. И речь здесь идёт не только о физических факторах, но и о воздействии эмоциональном, информационном. То есть — ощущение психического и эмоционального напряжения, возникающее в той или иной ситуации, будет включать этот механизм.
Для бессознательного не существует протяжённости проблемы во времени. Снижение дискомфорта, прилив сил "здесь и сейчас" даёт бессознательное ощущение, что проблемы нет, она ушла. С точки зрения бессознательного, "программа" отработала успешно, и система пришла в равновесие с внешней средой.
И получается, что с точки зрения бессознательного механизма адаптации, в любой проблеме можно как-то жить — достаточно уметь находить относительный комфорт. Бессознательное не создаёт запроса на выход из проблемы — это не его задача. Зато оно активно предлагает нам находить такие способы реагирования на проблему, которые помогут нам чувствовать этот относительный комфорт.
Современному человеку доступны десятки способов получать ощущение комфорта, и, с этой точки зрения, можно совершенно по-новому посмотреть на привычные нам действия, приносящие удовольствие "здесь и сейчас". На шоппинг, просмотр сериалов, на различные хобби, на употребление алкоголя, на любовь к вкусной еде. Или даже на уход в работу, в карьеру, в общественную деятельность. Из этого не следует, что нужно отказаться от всех жизненных удовольствий и устремлений, но важно понимать, что сам наш образ жизни в проблеме во многом обусловлен именно работой бессознательных механизмов адаптации.
В проблеме жизнь выстраивается так, что множество ежедневных действий направляются на то, чтоб не расставаться с ней, чтобы восстанавливать баланс, частью которого является проблема. Наше поведение, которое обеспечивает состояния спокойствия, отвлечённости, занятости, расслабленности позволяет нам не менять нашу ситуацию.
Чем расплачивается человек, оставаясь в проблеме?
Ощущением неспособности контролировать собственную жизнь, чувством того, что живёшь чужой, навязанной жизнью. Несвободой, отказом от развития. И здоровьем, силами. Сосуществование с негативными чувствами, порождаемыми проблемой и адаптация к ней путём ежедневных и ежечасных непродуктивных действий — всё это забирает наш жизненный ресурс.
И так, самый правильный способ поведения в проблеме — это её решение. А оно предполагает признание проблемы, конфронтация с ней.
В проблеме мы живём в неподходящих условиях, в отношениях, которые лишают нас сил. Занимаемся тем, что нам не нравится, постоянно откладываем саму жизнь на потом, демонстрируем бессилие, или все наши силы направлены на решение чьих угодно вопросов, только не своих собственных. Например, ради детей сохраняем семью, в которой отношения конфликтны, и каждый уже давно живёт своей жизнью. Или мужчина, у которого две семьи, пытается сохранить обе в социуме, который для этого не предусмотрен, получая в итоге апатию, разочарование, психосоматические проблемы. И так далее.
Конфронтация — это не битва, а встреча с проблемой, признание её наличия и воздействия на вашу жизнь. Мы задаём вопросы: как проблема влияет на жизнь? Чего мы лишили себя, оставаясь в ней? Насколько искажены наши представления о наших целях?
Если мы признали, что проблема есть, и что она дорого нам обходится, то нужно признать и то, что мы к ней привыкли, и что мы совершаем действия, дающие нам возможность жить, ничего не меняя.
Нужно определить, какими именно действиями мы нивелируем проблему, и спросить себя: готовы ли мы от них отказаться? Отказаться от ухода в потребление, в заботы, в фантазийный мир, даже от спокойствия и встретиться с проблемной реальностью.
Иногда самого по себе отказа от компенсации хватает, чтоб ситуация начала быстро меняться. Происходит включение нашего регуляционного механизма, в сознательной и бессознательной частях психики будет идти активный поиск новых механизмов адаптации — в том числе и выхода из проблемы.
Следующий, более глубокий этап работы — это коррекция образа "Я", представлений личности о себе самой, существующих как неосознаваемые идентичности и реакции. Техники такой коррекции являются очень сильной стороной модальности Интегрального нейропрограммирования Сергея Викторовича Ковалева (ИНП).
В прошлой лекции мы говорили об образе "Я" и о том, как представления человека о самом себе мешают адаптироваться к изменениям в жизни.
Похожий механизм действует и здесь: у клиента существует образ "Себя в проблеме" — образ собственного бессилия, сживания с проблемой, бездействия. И этот образ "я" необходимо изменить, так как его наличие блокирует выход из проблемы.
Это вполне реальная цель, так в то же самое время у человека существует и образ себя настойчиво действующего. Ведь адаптация к проблеме — это именно система действий, они требуют упорства, упрямства. Человек в проблеме всё время действует, только его действия направлены не то, чтоб проблему решить, а на то, чтоб с ней сживаться. А что, если этот ресурс упорства направить в новое русло — на выход из проблемы?
Приведу пример. У одной из моих клиенток проблемой было отсутствие личной жизни. Клиентка не верила в возможность как-то воздействовать на ситуацию — она воспринимала "себя в проблеме" как "беспомощную одинокую женщину". Но у неё, успешной юристки, был и другой образ себя — образ "деловой леди" — человека чрезвычайно деятельного и эффективного. Успешная карьера была её способом жизни в проблеме. Её эффективность как "деловой леди" ограничивалась профессиональной жизнью и никак не переходила на устройство личных дел. Задача была в том, чтоб найти новый образ "Я", в котором клиентка воспринимала бы своё одиночество не как фатальную и неразрешимую проблему ("ничего нельзя поделать", "я никогда не буду счастлива"), а как вполне преодолимое препятствие (мышление "деловой женщины").
В психотехнологии работы с образами "Я" используется проекция личного пространства клиента в неглубоком трансовом состоянии: определяется, где относительно клиента находится тот или иной Образ "Я". В данном варианте идентификационный образ "Одинокая Женщина" оказалась довольно далеко от клиентки и немного слева, а "Деловая Леди" очень близко и немного справа. Выяснилось, что "Одинокая Женщина" оценивает свою способность решить проблему лишь на 2–3 пункта (условное измерение способности по шкале: 10 — пошла и решила, 0 — вообще не в состоянии справиться). А вот успешная "Деловая Леди" даже не знает о проблеме и не собирается её признавать. То есть способна на 0. "Одинокая Женщина" была в отчаянии и еле уговорила "Деловую Леди" признать проблему и предоставить свой потенциал эффективности для её решения. По итогу образы "договорились" и слились в единый образ "одинокой, но очень эффективной" "Женщины в Активном поиске" со способностью решить проблему на 8.
И вместо убеждений "Нет нормальных мужчин" и "Я никому не нужна" возникло новое убеждение: "Жизнь прекрасна, а Мужчина естественная её составляющая".
Практика показывает, что во всех случаях работы с подобным равновесием раскрываются глубинные внутренние ресурсы: собственное, ни от кого не зависящее внутреннее спокойствие, радость существования, ощущение целостности, покоя. Кроме того, значительно увеличивается вера и мотивация к изменениям.
И вот, с одной стороны, мы ощущаем раскрывающийся внутренний ресурс, а с другой — цель: выход из проблемы. Наше Бессознательное как экологичная, оберегающая, мудрая система, даёт возможность "настроить" новое равновесие в широком контексте всей нашей жизнедеятельности, а не только в контексте проблемы. Работа в концепции равновесных систем Сергея Викторовича Ковалева позволяет получить доступ к глубинным внутренним ресурсам, осуществить быстрый переход от избегания проблемы к её решению. В ИНП это делается быстро, эффектно и очень результативно.
Завершая эту беседу, хочу обратить внимание, что уже во второй раз мы, по сути, говорим о проблеме роста, о том, как взрослому человеку вернуть себе способность расти и меняться, творчески осваивать жизнь. Как страх перемен (о котором шла речь на предыдущей лекции), так и "застревание" в проблемах — это вызов для нашей способности развиваться. Проживая и решая проблемы, мы становимся взрослее, автономнее и ответственнее. А способность к развитию, к познанию мира важны нам не просто как средства адаптации — это то, что делает нас людьми.