Любовь — это самое сильное и светлое чувство у человека. Однако очень часто взрослые люди отказывают в этом чувстве подросткам. Считается, что в возрасте 14–16 лет нельзя влюбиться по настоящему, что настоящая любовь придёт позднее, когда ему исполнится 21 год, как будто настоящие чувства ждут, когда наступит совершеннолетие. А если нет любви, то и расставание с любимыми подростки переживают не так сильно, как взрослые. Очень часто можно услышать такие советы: "Не переживай, скоро всё забудется", "Время лечит", "Ты найдёшь ещё много девушек или юношей лучше прежнего".
В этой статье мы попытаемся оспорить существующее мнение и дать практические рекомендации по тому, какие шаги следует предпринять, если Ваш сын или дочь только что расстались со своей любовью.
Конечно, нельзя сказать, что в 16 лет любовь ничем не отличается от любви в 21 год. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости, а не стремление к половым отношениям. По образному выражению одного учёного, мальчик не любит девушку, к которой его влечёт, и его не влечёт к девушке, которую он любит. Для юношей и девушек 14–16 лет эмоциональный контакт с противоположным полом важнее, чем сексуальные отношения. А в более старшем возрасте отсутствие интимного контакта уже не компенсируется просто дружбой.
Тем не менее, расставание переживается подростками так же остро, а иногда и намного острее взрослых. По некоторым данным: 50% подростковых суицидов происходят по причине расставания с любимыми.
Разлуку со своей второй половинкой можно сравнить с переживанием горя. Горе от расставания с человеком имеет несколько стадий и признаков. В этой статье мы остановимся на признаках, по которым родители могут определить, насколько серьёзно их ребёнок переживает разлуку.
К типичным симптомам горя относятся такие проявления как:
- нарушение сна;
- анорексия или потеря (приобретение) веса;
- раздражительность;
- сложности с концентрацией внимания;
- потеря интереса к школе, родным, друзьям и т.д.
- подавленность;
- апатия и отчуждение; стремление к уединению;
- плач;
- самобичевание;
- суицидальные мысли;
- соматические симптомы (головные боли, боли в животе и др.)
- чувство усталости;
- стремление применить медикаменты (снотворные или успокоительные);
- отождествление себя с потерянным человеком.
Совсем не обязательно, что будут присутствовать все признаки горя одновременно. Но если вы заметили, какие-то изменения в поведении своего ребёнка и при этом никак не можете связать их с увеличивающейся нагрузкой в школе или дома, то, скорее всего, ваш сын или дочь очень сильно переживают. И здесь уже в ваших силах помочь ему.
В первую очередь, самое главное, что нужно сделать — это поговорить о предмете его любви. Спросите Вашего ребёнка о том кто его любимый человек, что он любит, чем занимается? За какие достоинства он полюбил его. Есть ли у этого человека недостатки? Чем они любили заниматься вместе? По какой причине расстались? На что ещё он надеется? Не запрещайте ему выражать свои эмоции плачем или гневом. Постарайтесь только, чтобы от этих эмоций не пострадали близкие. Если ваш ребёнок зол, то одно из лучших упражнений на расслабление — это битьё подушек. Подушки можно бить руками или скалкой, выговаривая подушке, всё, что он думает о том человеке, на которого зол. Если он стесняется это делать при всех, то пусть выбивает подушки в одиночестве. Вариантами этого упражнения могут стать стрельба в тире или битьё груши в спортзале.
При разговоре с ребёнком избегайте избитых клише, о которых мы уже говорили вначале. Вот ещё ряд таких выражений:
- "На всё воля Божья". Не настолько всеведущ человек, чтобы определять божью волю.
- "Мне знакомы твои чувства". Каждый человек уникален и каждое взаимоотношение единственное в мире.
- "Уже прошло три недели с момента расставания? Ты ещё не успокоился?" Не существует лимита времени отпущенного страданию.
Всеми этими выражениями Вы обесцениваете чувства своего ребёнка. Вы как бы говорите, что "всё это ерунда, не дорос ты ещё до настоящих страданий, чувств". И как следствие получаете взамен очень замкнутого, бесчувственного, неэмоционального человека, который никогда не расскажет ни о своих проблемах, ни о своих радостях. А зачем? Вы же не цените его чувства, так зачем получать дополнительную боль?
Во-вторых, если есть такая возможность, нужно проконсультироваться со специалистом — педагогом-психологом. Самый идеальный вариант, если на консультацию с психологом придёт ваш ребенок.
В-третьих — запаситесь терпением. Нормальная работа горя проходит от трёх месяцев до одного года, и никто не знает, сколько нужно вашему сыну или дочери. Скорее всего, ему потребуется меньше времени, чем взрослому человеку, но никаких гарантий дать нельзя. Каждый человек индивидуален, индивидуальны и его чувства. Но если Вы правильно всё сделали, то в скором времени увидите улыбку на лице своего ребенка.