В России карьерное консультирование развивается недолго, но очень стремительно. Как правило, многие HR-специалисты с большим опытом консультируют по карьерным вопросам много лет, и только последние 5–7 лет это направление приняло официальный статус и оформилось в отдельную отрасль.
Огромное количество карьерных консультантов сегодня на рынке труда — это лишь кажущееся многообразие. После такого всплеска, по законам жанра, останутся лишь те, кто действительно считает это направление своим призванием, они и составляют ценность для клиентов. Как и во всех профессиях, найти "своего" специалиста крайне затруднительно, и не понятно, как и где его искать.
Перефразирую известную еврейскую поговорку — "К 30 годам всегда должен быть свой стоматолог, уролог и парикмахер", — сейчас в этот список я добавляю — "и карьерный консультант". Карьера — на протяжении всей жизни — так же, как и обучение, это уже наша реальность. Поэтому подходить к данному вопросу надо ответственно, ведь выбор профессии, профориентация, смена работы, карьерные переходы, серебряная карьера… не только для себя, но и для близких, родных, друзей, детей и т.п. — не на один сезон, и здесь важны стабильность и осознанность.
Итак, давайте разберёмся в данном вопросе.
Как понять, что вам нужна карьерная консультация?
Если у вас в голове хоть раз возникали мысли о смене работы, правильности своего выбора, неудовлетворённости своей работой, функционалом, коллективом, отсутствием самореализации и полезности, если вы думаете о завтрашнем дне как о рабочей каторге, упёрлись в карьерный потолок, и вы эти мысли уже осознаёте, значит, это не случайно, и в этом вопросе стоит разобраться.
Чтобы не поддаться праздному интересу сходить "за компанию" поговорить о карьере, необходимо чётко сформулировать для себя вопросы:
- Какой вопрос/проблему в своей карьере я хочу проработать/решить? (Поиск работы, составление резюме, смена профессии/карьеры, профориентация, повышение зарплаты, преодоление карьерного потолка, понимание сильных и слабых сторон, определение зон развития или выбор направления, поиск работы в связи с переездом, подготовка к собеседованию и т.п. — рекомендую знать свой конкретный запрос.)
- Какой я хочу получить результат после встреч с карьерным консультантом? (Экспертиза рынка труда в вашей сфере, карьерные векторы развития, конкретный план действий, карьерную стратегию, продающее резюме, алгоритм поиска работы, трудоустройство, тренинг по собеседованиям и т.п.)
- Какие изменения в карьере и жизни я ожидаю и в какой период? (Трудоустройство на новую работу в течение месяца, выход на новый уровень благосостояния в течение 6 месяцев, новый статус в связи с повышением или переходом в другую сферу и т.п.)
Так как карьерное консультирование — это дополнительная специализация к базовому образованию, и в настоящее время нет такой основной специальности, то все консультанты так или иначе пришли в карьерное консультирование из разных сфер: HR (все направления управления персоналом — рекрутинг, кадры, обучение,, развитие, адаптация и т.п.), психологии, коучинга, отраслевых специальностей. В зависимости от вашего запроса вы можете выбрать и необходимую специализацию.
Например, вам нужен алгоритм поиска работы, составление резюме или тренинг по собеседованиям и т.п. — здесь вам поможет карьерный консультант из сферы HR, особенно проработавший в отделе подбора персонала, ещё лучше — в найме + в кадровом агентстве.
Если ваш запрос так или иначе фокусируется на вопросах отношений в коллективе, повторяющихся негативных сценариев процесса работы и увольнений, поиска призвания, профориентации, выбора и смены направления, то вполне обоснованно можно выбирать карьерного коуча или карьерного психолога, который помимо карьерного консультирования в чистом виде всегда сможет проработать внутренние страхи, блоки и ограничивающие убеждения или сделать правильный выбор.
Если ваш запрос направлен на решение карьерных вопросов в определённой сфере бизнеса: маркетинг, логистика, продажи, ритейл и т.п., и подразумевает переходы, повышение статуса, уровня позиции или "прокачку" зон роста, то смело можно выбрать специалиста, имеющего успешный опыт в этих сферах, ещё лучше — эксперта, собственника бизнеса, возможно, имеющего специализацию коуча или ментора.
Конечно, в этом направлении есть эксперты рынка, которые и в найме работали, выстроили и горизонтальную, и вертикальную карьеры, и в кадровых агентствах имеют опыт и собственники бизнеса, и спикерами, и тренерами, и коучами, и менторами являются. Однако чем более узконаправленный запрос, тем тщательнее надо выбирать специалиста.
Где их искать?
- Профессиональные сообщества, сервисы или платформы, биржи, сайты услуг, объединяющие карьерных консультантов. Здесь сразу можно посмотреть всех и выбрать консультанта и по опыту, и по всем остальным критериям, включая стоимость.
- Карьерные школы и проекты:
- Мастерская карьерного менеджмента.
- Школа карьерного менеджмента.
- Кадровые и консалтинговые агентства, профориентационные центры, центры социальной занятости населения.
- Сайты психологов и коучей.
- Личные сайты карьерных консультантов.
- Профессиональные сообщества и группы в социальных сетях.
- Личные и рабочие аккаунты в социальных сетях.
- Сайты по поиску работы.
На что необходимо обратить внимание при выборе консультанта:
- Предыдущий опыт работы — сферы, количество лет, специальность, должности, регион (иногда важен) и т.п.
- Образование — основное и дополнительное в сфере карьерного консультирования.
- Опыт в сфере карьерного консультирования с указанием конкретных специализаций.
- Кейсы, отзывы, рекомендации — ведь лучшее, что может быть — это рекомендация!
- Статьи, советы, личные аккаунты консультантов — на них вы можете найти много полезной информации.
- Предварительная беседа и подготовка к консультации — если её не предусмотрено, то можно получить "кота в мешке".
- Участие в профессиональных сообществах, активность в данном направлении в настоящее время, регулярность повышения квалификации, проведение или участие в мероприятиях как эксперта, волонтёрские и благотворительные проекты и т.п.
- Возможность проведения консультации онлайн или оффлайн.
- Целевая аудитория в части возрастного критерия.
- Жизненные ценности, зрелость, экспертность, миссия, гибкость, кругозор и осознанность.