Родительство — это одна из радостей жизни, требующая решения множества задач. Что делать, если ваш ребёнок боится темноты или привык всё делать на "отлично", а небольшой промах ввергает его в уныние и совершенно дезорганизует, или его дразнят в школе (на улице, в детском саду), или он тяжело переживает развод родителей … — как же подержать своего ребёнка, как помочь найти выход? Есть "сказочный" способ — это написать для своего ребёнка сказку, рассказ или историю, а лучше разыграть её вместе с ним, чтобы стать ближе к нему, понять и помочь найти решение в сложившейся ситуации.
В чём волшебная сила сказки? В том, что она учит, но без догматичности и отсутствия нотаций она проста и понятна. В сказке всегда есть скрытый смысл, представленный в главных героях, в их поступках и действиях, в последовательности событий. Сказка эффективна и универсальна как инструмент, способствующий развитию творческих способностей, когнитивной сферы, способствующая овладению навыками социализации, коммуникации и взаимодействия, формирующая ответственность и осознанность! Сказка — волшебное средство облегчения родительских задач!
Как "работает" сказка? Сказка — это самый эффективный способ взаимодействия с ребёнком. В сказках отражаются главные аспекты восприятия ребёнком окружающего мира (добро и зло, верность и предательство, взаимопомощь, дружба и любовь). Слушая сказки, рассказы и истории, дети обнаруживают сходство со своей собственной жизненной ситуацией и способны определить для себя способ её разрешения на примере героев сказки. Сказка очень экологично помогает освободиться от негативных переживаний и наполниться ресурсом достижения цели.
Как написать сказку, рассказ или историю?
Вот, на мой взгляд, очень простой, доступный и эффективный алгоритм сочинения собственных сказочных историй и рассказов, предложенный клиническим психологом Дорис Бретт, который я активно использую и которым хочу поделиться с вами:
- Проанализируйте волнующую вашего ребёнка проблему, постарайтесь настроиться на одну "волну" переживаний и чувств вашего ребёнка и приложите все усилия, чтобы понять, как он её воспринимает, как пытается с ней справляться.
- Определите основную идею сказки, рассказа или истории. Что вы хотите поместить в сознание ребёнка, какой выход и возможные варианты решений хотите предложить. Решения должны быть простыми и понятными для ребёнка, задействуйте свой личный жизненный опыт (помощь и поддержка близких и родных, эффективные практические навыки и т.д.).
- Начинайте повествование с рассказа о главном герое или героине, конечно, имеющих похожие переживания (страхи, тревоги, конфликты и т.д.), что позволит ребёнку максимально идентифицировать себя с главным персонажем и побудит включиться в процесс событий, принять в нём участие, пусть даже и опосредованно.
- Сделайте акцент на положительных чертах и сильных сторонах характера главного героя или героини, присущих и вашему ребёнку. Это очень важно, как для ребёнка, так и для родителей ещё раз это подчеркнуть.
- Покажите изначально проблему, далее следуйте к благоприятному исходу сложившейся ситуации.
- Излагая написанную сказку, рассказ или историю, старайтесь быть искренними, обращая внимание на его эмоциональные реакции заинтересованности или игнорирования. Рассказывая какую-нибудь историю, будьте открытыми для вашего ребёнка. Обратите внимание на то, когда ребёнок увлечён рассказом, а когда ему скучно. По мимике вы определите его реакцию на услышанное.
- У ребёнка могут возникнуть вопросы и на них необходимо обязательно обратить внимание. Это позволит более глубоко познать его внутренний мир и постараться понять. Если ваш ребёнок комментирует рассказ или задаёт вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребёнка, в его внутренний мир. Затрудняетесь ответить, спросите у ребёнка: "Что ты об этом думаешь?" и т.д.. Ответы ребёнка смогут прояснить ситуацию.
- Может сложиться так, что вы не знаете причин возникших проблем у ребёнка, тогда вам в помощь открытые вопросы, которые требуют не односложного ответа, а наводят на размышления ("Как ты думаешь, что напугало главного героя или героиню?" и т.д.).
- Ваш ребёнок воспользовался в реальной жизни предложенным вариантом разрешения имеющей ситуации и сразу не получил желаемого результата, то не нужно отчаиваться. Уточните, что он предпринял и что не смог реализовать. Расспросите ребёнка, что ему помешало, приободрите, так как не у всех всё получается с первого раза, необходимо проявить упорство и решительность, и результат обязательно будет.
- Повествуйте на языке ребёнка, доступным и понятным ему, вы, тем самым, сможете сконцентрировать его внимание на содержании рассказа, сказки или истории.
- Возможно, вы не сказочник со стажем, и ваша сказка, рассказ или история будут далеки от литературных шедевров, хотя кто знает, возможно, в вас откроется скрытый от мира литературный талант. Отбросьте смущение, если о чём-то забыли упомянуть в своей сказке, рассказе или истории, ребёнок вам об этом обязательно напомнит. Вы только станете ближе и более понятны друг другу.
Сказки полезно не только сочинять, но и лепить, и разыгрывать в любом возрасте!
Важно помнить, что каждый родитель в прошлом ребёнок!
Сказка вам в помощь!