Не будет преувеличением сказать, что современная эпоха характеризуется особым качеством — высокой интерактивностью. Мы имеем возможность вступать в контакты, не ограниченные ни расстоянием, ни социальной стратификацией, ни жёсткими этическими рамками. Это создаёт невиданные доселе возможности и одновременно проблемы жизнедеятельности. "Мы все нуждаемся друг в друге, — говорит американский конфликтолог Данииэль Дэна, — большинство наших потребностей могут удовлетворяться только во взаимодействии с другими людьми. Но мы все разные, и с этим надо как-то справляться".
Способность к уверенному поведению неслучайно рассматривают как базовую составляющую коммуникативной компетентности. Ведь она одновременно даёт возможность продуктивного самопроявления во взаимодействии с другими, удовлетворения своих потребностей при обеспечении экологичности взаимодействия. Ведь то, как ведут себя с нами партнёры по взаимодействию, в какой мере нам доверяют и принимают всерьёз, зависит не столько от содержания наших сообщений, сколько от их поведенческого оформления.
Первоначально уверенность связывалась только с внутренними характеристиками личности — самооценкой, самоуважением и т.п., а её формирование понималось как требующее психотерапевтической работы. Со временем накопились данные о том, что поведенческие проявления уверенности не зависят напрямую от её внутренних оснований. Более того, опыт внешней уверенности способствует формированию соответствующих внутриличностных структур.
Став в ХХ веке объектом внимания психологов, тема уверенности в большей мере раскрывалась в её интрапсихическом аспекте как состояния или характеристики личности, детерминирующей особенности взаимодействия с окружающими. Прикладной аспект темы уверенности в таком её понимании должен носить в значительной мере психотерапевтический характер (работа с самооценкой, самоуважением и т.п.).
По мере накопления эмпирических данных стало понятным, что связь того, что определялось как компоненты внутренней уверенности, с поведенческими проявлениями уверенности не имеет однозначной причинно-следственной направленности. Проявления уверенности в поведении, во взаимодействии с другими могут рассматриваться как самостоятельный феномен, а опыт внешней уверенности может способствовать формированию соответствующих внутренних структур.
В этом ключе определилась классификация, дифференцирующая три типа поведения во взаимодействии: уверенное, неуверенное и агрессивное. Эта классификация представляется сущностным основанием для психологической работы по формированию продуктивных форм взаимодействия в силу неоспоримой уже закономерности: каково бы ни было информационное содержание общения, его поведенческое оформление во многом влияет на отношение к нему, его воспринимаемую ценность.
То, какую из трёх позиций демонстрирует коммуникатор, практически предопределяет ответную реакцию и меру доверия партнёра. Особенно заострённую проблематичность этот аспект обретает в российской действительности с её характерной, но слабо осознаваемой большинством предрасположенностью к агрессивному позиционированию (о, это не теряющее актуальности — "Тварь я дрожащая или право имею?"). Показательная тенденция выявилась при проведении теста Патриции Якубовской "Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение" в тренинговых группах с российскими участниками. Тест, как известно, предлагает определить, какой из трёх интерактивных позиций соответствует поведение героев небольших сюжетов. Для оценки компетентности в вопросе поведенческой уверенности ответы респондентов соотносятся с ключом, где приведены их верные варианты. Оказалось, что поведение героев тестовых сюжетов, которое, согласно авторскому ключу, соответствует агрессивному типу, российские участники тренинговых групп часто оценивают как уверенное, а соответствующее, согласно ключу, уверенному — как зависимое, неуверенное.
Способность к уверенному поведению неслучайно рассматривают как составляющую коммуникативной компетентности. Ведь оно одновременно даёт возможность продуктивного самопроявления во взаимодействии с другими, удовлетворения своих потребностей при обеспечении экологичности взаимодействия.
Тренинг уверенности в общении позволяет быстро освоить его важнейшие характеристики и включает упражнения, в которых:
- на основе наблюдения и анализа разворачиваемого "здесь и сейчас" действия выявляются закономерности и признаки уверенного поведения;
- тренируются навыки взаимодействия, исходящего из разных позиций, и способность их целесообразного использования в общении;
- на основе обратной связи от других участников исследуются индивидуальные особенности собственного стиля взаимодействия.
Программа тренинга и анализ опыта его реализации опубликованы в ряде центральных изданий по практической психологии и психотерапии.
Учитывая фактор ограничений временного ресурса, в программах необходимо проработать те аспекты проблемы, которые наиболее в ней существенны и могут служить базой для дальнейшего самостоятельного развития. В проблеме уверенности в таком качестве может выступать (основанная на способности определять тип позиционирования и прогнозировать его последствия) готовность к поиску средств его оптимизации.