Приёмные дети требуют особого подхода в воспитании! Работая с родителями, у которых есть усыновлённые дети, в том числе с опекунами имеющих приёмных малышей, часто сталкиваешься с вопросом: "Говорить ли правду ребёнку о его усыновлении?"
Вопрос очень сложный и неоднозначный. Он может быть по-разному воспринят. Одно дело точка зрения родителей, не имеющих возможность иметь собственных детей и желающих быть истинными папой и мамой во всех смыслах. Другое дело, когда родители усыновляют ребёнка, уже имея свою большую семью. В жизни много обстоятельств и судеб. И каждая из них совершенно не похожа на другую. Мы, взрослые, берём ответственность на себя и наше право решать, как мы поступим.
Сложность заключается в том, что всегда человек примеривает обстоятельства на себя, с точки зрения сегодняшнего дня и прошлого опыта, обид, травмирующих ситуаций… думая при этом — как бы он себя чувствовал на месте приёмного сына или дочери. Этот защитный механизм нашего сознания называется "перенос". Он всегда мешает оценить ситуацию объективно.
Психотерапевты утверждают, что правду о своём рождении по возможности должен знать каждый человек. Зная свои корни, мы во многом сможем понять свой характер и особенности поведения, скрытые на подсознательном уровне. Так же наши гены часто дают о себе знать!
Не состыковка в биологических особенностях, которую ребёнок чувствует, но не знает, становится причиной его неврозов и психических расстройств. Он всю жизнь проживает в неком шизоидном расщеплённом состоянии, не в силах собрать свою личность воедино!
Для психотерапевта очень важна открытость, знание: какие люди были важными в жизни человека! Даже если это прошлое ужасно…
Что делать родителям?
Советуют перед поступлением в школу рассказать историю об усыновлении и о биологических родителях!
Здесь очень важно отношение самих приёмных родителей к данному вопросу. Во-первых, вы не должны чувствовать свою неполноценность. Ещё далеко непонятно, кто важнее: тот, кто выносил, или тот, кто воспитал ребёнка. Мы уже знаем важность родных людей, находящихся рядом в первые годы жизни. Поэтому собирая историю своего развития человеку, необходимо знать не только своих бабушек и дедушек по биологической линии, но и своих предков со стороны опекаемых родственников.
Очень важно, как вы расскажите историю усыновления, с каким подтекстом, с каким чувством. Рекомендуем предварительно проконсультироваться с хорошим психологом, чтобы "не наломать дров". Всегда помните основное:
- Нельзя говорить плохо о биологических родителях ребёнка, какими бы ужасными не были обстоятельства отказа.
- Дать понять ребёнку, что есть разные родители. Те, кто родил и те, кто вырастил. У некоторых детей это одни и те же люди, а у других в жизни сложилось по другому.
- Для переживания чувств можно призвать на помощь сказки и метафоры, в которых придумайте историю о том, что аист ошибся адресом и теперь этот прекрасный малыш живёт с вами, чему родители безмерно рады. А возможно придумаете историю, в которой говориться о прошлой жизни, в которой вы были одной семьёй и теперь благоприятные обстоятельства позволили вам встретиться вновь…
- Внушить ребёнку уверенность, что он самый полноценный и у него есть две мамы и два папы. Ни в коем случае у ребёнка не должно возникнуть чувства, что он брошенный и ненужный. Он очень нужен вам! Вы искали долгое время! И именно его, такого замечательного, красивого малыша!
- Дайте право ребёнку самому судить о вас и о биологических родителях. Чтобы он не сказал в порыве чувств — претензий и обвинений о его несправедливости у вас быть не должно! Ведь вы искренне любите своего дитя, понимаете его ситуацию и знаете, что время всегда расставляет всё на свои места.
- Психотерапевты рекомендуют наиболее благоприятный возраст для беседы — перед поступлением в школу!
Удачи вам! Быть родителем — это великое счастье!
P.S. Не только приёмным детям, но и любому из нас полезно знать своих предков, изучить генеалогическое древо, понять их характеры, поинтересоваться образом жизни, трудовой деятельностью, а если ещё есть возможность и заглянуть в их мечты и цели!!!