"Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя". И. Польстер.
Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: "Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?". Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.
К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.
Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.
Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.
Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.
У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.
Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: "Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)". (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: "Нет чувств — одни эмоции"!
Резюмируя, можно сказать, что:
- ощущения — это информация;
- чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
- эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).
Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: "Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?". И её удивлённый ответ: "Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю". Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.
Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны "ощущения — чувства — эмоции" на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:
I. Этап недифференцированности.
II. Этап формирования фигуры.
III. Этап фокусировки фигуры.
IV. Этап сканирования поля.
V. Этап разрешения потребности.
VI. Этап ассимиляции.
VII. Этап недифференцированности".
Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.
Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим "органы чувств" вместо того, чтобы сказать: "органы ощущений"; мы говорим — "он выражает свои эмоции" — вместо того, чтобы сказать: "он выражает свои чувства", а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что "у него мало чувств". Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.
Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: "Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя". (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)
Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.
Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:
- Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
- Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
- Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
- Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
- Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.
Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.
- "Список".
Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.
- "Сортировка".
Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?
- "Примерка".
Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и "поймать за хвост" проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав "пойманного зверя". Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.
- "Маятник чувств".
Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.
- "Зона беспокойства".
Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.
Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при "возмущении" поля "организм — внешняя среда". Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе "Self" обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию "Id", так и через функцию "Personality". Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции "Ego" как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.
Как писал Перлз: "Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла" (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).