О неразрывной связи души и тела знали с древности. Невозможно исцелить тело, не исцелив душу. И наоборот. Понимание неразделимости души и тела лежит в основе телесно-ориентированной психотерапии, основоположником которой является выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель Вильгельм Райх.
Вильгельм Райх выявил и объяснил взаимосвязь между психическими и телесными процессами. Ни одно из событий нашей жизни, сопровождающееся сильными эмоциями, не нашедшими выхода, не проходит бесследно. Оно "записывается", своеобразно структурируясь в нашем теле, накапливаясь и приводя к созданию мышечного панциря. "Панцирь характера" проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике, стереотипах поведения, способах общения с людьми и т.д. Эта "броня" блокирует не нашедшую выхода энергию, следствием чего становится потеря естественной эмоциональности, спонтанности, невозможность получать удовольствие от отношений, работы, жизни в целом.
"Убивая", таким образом, не получившие выхода чувства, человек постепенно становится скованным, напряжённым и неестественным. Но это далеко не полная цена, которую приходится платить за подавление своих чувств. И если в детстве этот защитный механизм помог ребёнку выжить, то во взрослом состоянии он становится не только препятствием для получения удовольствия и полного самовыражения, но и причиной многих телесных и психических заболеваний.
Есть ли возможность вернуть себе живость, спонтанность, радость, здоровье? Об этом, в частности, и пойдёт речь в нашей беседе с Константином Дуплищевым, врачом-психотерапевтом, автором и ведущим обучающей программы по телесно-ориентированной психотерапии, стартовавшей в Томске в октябре 2013 года.
— Константин, расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.
— Мне 38 лет. Я врач-психотерапевт. В своё время окончил Медицинскую академию Новосибирска. Сразу после вуза пошёл на кафедру психотерапии, поступил в ординатуру на двухгодичное обучение. Дополнительно получил квалификацию психиатра. Сразу начал практиковать: консультировать, терапевтировать, вести тренинговую работу. Помимо обучения в вузе, неоднократно проходил специализации, посещал декадники, фестивали, обучающие программы по телесно-ориентированной психотерапии и холотропному дыханию. Кстати, в начале своей деятельности я был известен именно как холотропщик.
— А помимо профессиональной деятельности, в чём вы находите для себя радость?
— Люблю рисовать. Рисую на холсте маслом. Прошло 4 выставки моих картин. Одно из последних моих увлечений — арт одежды: на людях, по их пожеланию, расписываю майки, футболки. Немного увлекаюсь музыкой. Пытаюсь сочинять и сам — пишу музыку для моих холотропных проектов.
— В последние годы появилось множество течений, направлений, специалистов, именующих себя телесными терапевтами. В чём отличие телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) от других систем, работающих с телом?
— Отличие есть. Для наглядности представьте, что на листе бумаги вы рисуете большой круг. Это — все существующие телесно-ориентированные практики: начиная от зарядки, гимнастики, заканчивая всевозможными упражнениями и спортом. Эти практики могут быть как полезны для здоровья, так и вредны. Ни для кого не секрет, что часть спортсменов попросту калечат себя.
Если нарисовать внутри большого круга круг поменьше, то это — телесно-ориентированная терапия: все практики, которые направлены только на здоровье, как физическое, так и психическое. К ним относятся массаж, йога, различные боевые искусства, ставящее своей целью не только здоровье, но и продвижение человека в духовном плане.
А есть ещё меньший круг — телесно-ориентированная психотерапия. Это то, чем занимаюсь я. Это психологическая, психотерапевтическая помощь людям с использованием прикосновений и различных телесных практик. Зачастую возникает путаница понятий: некоторые, например, к ТОП относят йогу. Но йога — это определённое учение о том, как нужно жить, а в телесно-ориентированной психотерапии специалист идёт за клиентом, за его запросом. Поэтому без квалификации психолога и психотерапевта стать таким специалистом невозможно.
— Мне довелось участвовать в обучающей программе, в названии которой есть слово "неорайхианские", с применением глубоких райхианских и лоуэновских техник. На многие возникающие во время занятий вопросы ведущая часто отвечала: "Не знаю. Я — телесник, а не психолог". Константин, буду признательна, если выскажете своё мнение.
— К сожалению, позиционирование "Я телесник, а не психолог" очень распространено. Специалист прячется за неведением, удовлетворяя свои потребности в экстазе, катарсисе, силе и эмоциональной близости. Это похоже на состояние ребёнка, когда хочется любви и ласки, а остальное неважно. Это отдельное направление, помогающее многим людям выйти за пределы своей обыденности и скованности. Но это непрофессиональный подход — в этом направлении мало самоанализа и профессионализации, мало диагностики. А следовательно — разные люди с разными состояниями проходят эти практики, часто не получая индивидуальной работы и ответов на свои вопросы. Я поддерживаю подобные направления, но важно отличать всё-таки такие телесные практики от профессиональной работы психотерапевта. Вести любую катарсическую технику несложно, а вот помочь клиенту с его внутренним и внешним запросом, увы, может далеко не каждый.
— Благодарю Вас. А теперь давайте перейдём к Вашей обучающей программе по телесно-ориентированной психотерапии. На кого она ориентирована и какова её цель?
— Данный курс — самый объёмный на данный момент в России и самый полный. Создавался он с учётом запросов и пожеланий самих людей. Ориентирован он как на специалистов, так и на людей, стремящихся к более полной и насыщенной жизни и проходящих программу для себя лично. На стыке этих двух разных направлений и родилась эта обучающая программа.
Наверное, самое важное, что цель этого курса — дать людям системные знания в области ТОП и системное проживание: о себе, о своём теле, о своих чувствах. Я стремился объединить разрозненные знания в области ТОП и телесных практик и донести до каждого участника некую базовую идею, чтобы он мог, основываясь на полученном опыте, работать и сам с собой, и как специалист.
Фактически, я ставлю глобальную задачу формирования ТОП в России.
— Если говорить о специалистах, то кому эта программа может быть полезна?
- Прежде всего, это врачи, массажисты, психологи, психотерапевты, косметологи. От 30% до 50% каждой группы — специалисты. Что меня радует в ТОП, так это то, что ею невозможно овладеть теоретически. Курс весь пронизан практикой и строится именно на практике. Данное обучение возможно только через личную терапию и через практику. Каждую практику специалист испытывает на себе, прежде чем дать её клиенту. По-другому просто не может быть.
— Какие преимущества получает специалист, пройдя этот курс?
— Во-первых, это мощнейшая диагностика. Практически по одному взгляду на человека специалист сможет распознать в клиенте: его отношение к жизни, к смерти, к женщинам, к мужчинам, его детство, его глобальные интересы, отношение к будущему, к прошлому, — всё это можно сказать, глядя на человека в первый раз. Специалист считывает это с тела, с походки, со взгляда, с дыхания. Я учу людей, как это делать, и пока это получается успешно.
Во-вторых, это возможность помочь людям, живущим "в голове", с высокой степенью тревожности, которые воспринимают мир как враждебный. Подобная установка порождает необходимость выживать, бороться и — как следствие этой борьбы — создаётся огромное напряжение. И можно сколько угодно говорить такому человеку, что мир может быть разным в зависимости от того, как ты строишь с ним отношения, — это не приносит результата. Но только с помощью прикосновения и контакта можно дать человеку возможность реально прожить хотя бы ненадолго: на несколько минут, на полчаса, — ощущение безопасности и покоя. Этого достаточно, чтобы мозг перестал принимать за абсолютную истину, что мир есть война. Теперь он уже знает, что покой возможен и что это зависит от самого человека, а не от окружающего мира.
В-третьих, специалисты получают эффективные инструменты для работы с психикой, с подсознанием клиента. Путём прикосновений вы можете не только мягко доставать какие-то травматические переживания из человека, но и легко и спокойно с ними работать. Не нужно вводить человека в глубокие трансовые состояния, для этого у специалиста есть теперь его слово, его взгляд, его ладонь.
— А что даёт программа людям, далёким от вышеназванных специальностей?
— Как я уже упоминал, больше половины людей проходят этот курс для себя. Из них 30–50% посещают все занятия курса, проходя программу полностью. Что интересно, у многих по окончании курса возникает желание помогать другим, они получают дополнительное образование (психолога, например) и меняют профессию! Вероятно, программа влияет на видение своего предназначения, своего места в мире.
Помимо сказанного, этот мощнейший курс по телеске финансово менее затратен, чем индивидуальное посещение специалиста по телесно-ориентированной психотерапии. Это полтора года интересного приключения внутри себя, внутри своей психики, своего сердца, своего тела.
Человек до прохождения курса и после него — это, фактически, два разных человека. Изменения у каждого индивидуальны, но есть одно общее: человек становится более живым! Я не видел никого, кто бы так или иначе не изменился. Невозможно войти в этот курс и выйти прежним.
— Константин, несколько слов, пожалуйста, о структуре программы.
- В программе 3 больших блока, каждый их которых включает 3–4 двухдневных сессии.
Первый блок — это "Введение". Здесь рассматривается сама идея телесно-ориентированной психотерапии, что она несёт, её принципы и немного истории, затрагивающей людей, сделавших наибольший вклад в ТОП: Вильгельма Райха и Александра Лоуэна.
Второй блок — "Тематический". Здесь мы изучаем основные направления, которые важны для человека: например работа с горем, с потерей, со стрессом, с кризисом, работа с агрессией, с детско-родительскими переживаниями, с отношениями, с сексуальностью.
Третий блок — это, собственно, психотерапия в телесно-ориентированном направлении. Здесь я более конкретно учу людей работать с клиентом, задавать вопросы, вести человека, учу особенностям работы на долгосрочном этапе.
В общей сложности, получается 11 двухдневных сессий. Участник программы имеет право как на прохождение курса полностью, так и на посещение его отдельных блоков или отдельных сессий по своему выбору.
— Какие документы получает участник по окончании программы?
— Курс подкрепляется тремя сертификатами: от меня лично как признание за то, что человек прошёл через весь этот курс; от общественной психотерапевтической профессиональной лиги (ОППЛ); и, наконец, сертификатом, который нужен специалистам и имеет юридическую ценность.
— Константин, а что данный курс даёт лично Вам?
— Мне это даёт очень многое.
Прежде всего, — общение с людьми. Очень интересные люди идут в ТОП. Их объединяет одно — они жаждут жить! Иногда им приходится тяжело, порой бывает откровенно плохо, часто закрадывается мысль сдаться и прекратить все попытки, но они продолжают работать, тянутся, стремятся, и меня это сильно вдохновляет. Фактически, только благодаря этим людям и своим организаторам я и веду данный курс.
И самое главное: когда ты учишь других, создавая собственную обучающую структуру, то учишься давать, растёшь как преподаватель, как учитель. И это приводит к совершенно другому уровню понимания всей телесно-ориентированной психотерапии. Развивая это направление, я развиваю и свои возможности и способности, реализую себя, стремясь громко, уверенно и надолго заявить о ТОП, чтобы она не была в уголке пространства психологии и психотерапии, а занимала достойное место.
Беседовала Ирина Тараторкина